Столичные власти не исключают возможности пересмотра уже заключенных инвестиционных контрактов на строительство крупных жилых комплексов на присоединенных территориях, заявил агентству «Интерфакс» руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин. По его словам, одной из причин такого пересмотра может стать отсутствие в условиях инвестиционных контрактов обязательств застройщика по строительству объектов социальной и транспортной инфраструктуры, то есть поликлиник, детских садов, школ, парковок, дорог.
«Особое внимание правительства Москвы к социальной составляющей развития присоединенных территорий понятно и абсолютно оправданно, – считает заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Сергей Жарков. – Социальная и транспортная инфраструктура – это слабое место как новых территорий Москвы, так и столичного региона в целом. Поэтому по этому вопросу у властей сформировалось «состояние тревожной бдительности», перефразируя одного писателя».
Комментируя вчера заявление высокопоставленного столичного чиновника в интервью радиостанции «Вести FM», эксперт указал, что без возведения развитой современной транспортной и социальной инфраструктуры, рабочих мест нельзя будет добиться главной задачи – создания на присоединенных территориях столицы региона комфортного проживания.
Однако, отметил Сергей Жарков, у этой медали есть и другая сторона. Как известно, цикл согласований, необходимых для получения разрешений на строительство, в Москве крайне забюрократизирован. Его временные рамки могут достигать полутора и более лет.
«Представьте себе ситуацию: застройщик уже получил все необходимые документы, начал строительство проекта, – сказал Сергей Жарков. – Идут работы, скажем, на нулевом цикле или возведен первый-второй этаж. На эти цели компания взяла немаленький кредит в банке под очень немаленькие проценты. Она только-только открыла продажи квартир, чтобы начать его погашать за счет поступлений от покупателей и одновременно продолжать финансирование стройки. В этот момент поступает команда: работы остановить, разрешение на проведение работ приостановить (или вообще аннулировать), извольте на ковер – согласовывать инвестиционный контракт заново».
Соответственно, продолжал эксперт, девелоперу приходится приостановить продажи (а проценты по кредиту капают ежедневно). Он вынужден вести трудные переговоры с подрядчиками о приостановке работ и вероятных сроках их возобновления. Активность на стройплощадке прекращается (или начинается ее симуляция. Обычным зрителям из-за забора не видно, чем именно занимаются там люди, а контролирующим органам честно предъявляются работы по вывозу мусора, которые, конечно, никто не запретит). Но слухи о проблемах застройщика все равно начинают ползти – и вот он, репутационный риск в полном размере.
Далее в процессе пересмотра инвестконтракта на проект могут быть возложены дополнительные обременения – лишнее здание детсада или участок дороги. Причем, как показывает практика последних лет, с обязательством девелопера сначала построить социально-транспортную инфраструктуру, а уже потом возобновить возведение жилья. Рассчитанный бизнес-план вместе с экономикой проекта летит в мусорную корзину, а чтобы восстановить рентабельность, власти, возможно, дадут разрешение на строительство дополнительного корпуса или более высокую этажность. Но сможет ли каждый девелопер в такой ситуации возобновить работы после перерыва без непоправимого ущерба для проекта – не факт. А если еще и банк в такой ситуации потребует досрочного погашения кредита?
По словам Владимира Жидкина, в настоящее время на новых территориях заключено 87 инвестиционных контрактов, из них 55 находятся в стадии строительства, а 18 – проектируются. Руководитель департамента напомнил, что всего в Новой Москве выдано более 4800 разрешений на строительство, причем большая их часть – до 1 июля 2012 года, то есть до официального присоединения этих территорий к столице.
«Главной задачей является не запрет строительства на новых территориях, а его координация с целью осуществления комплексного и сбалансированного подхода к освоению территории. Нам не нужны спальные районы, вместе с жильем должны строиться объекты социальной сферы и объекты, позволяющие создавать новые рабочие места вблизи квартир и домов», – цитирует Жидкина «Интерфакс».
Такой подход разделяют и специалисты www.irn.ru. Однако, по мнению Сергея Жаркова, новые обременения могут послужить причиной всплеска роста цен на жилье в Большой Москве. Но даже если власти пойдут навстречу девелоперам и экономику пересмотренного инвестиционного контракта удастся выправить, задержка сроков строительства из-за сроков согласований неизбежна. А это может привести к новым скандалам с обманутыми дольщиками и росту социальной напряженности, предупреждает он.
Проект | Расположение | ГК | Комнатность |
---|---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | 2 кв. 2027 г. | Студии, 2-4-комнатные квартиры площадью 21 - 91 м2 |
Проект | Расположение | Специальное предложение |
---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | Старт продаж |