Компания Colliers International проанализировала сегмент supporting retail (ритейл-зоны на первых и цокольных этажах) десяти башен в ММДЦ «Москва-Сити» (в расчеты не были включены рестораны, фитнес-центры и развлекательные заведения, расположенные на верхних этажах башен ММДЦ). В июле доля свободных помещений составила 12,7%, тогда как в начале 2020 г. уровень вакансии составлял 6,5%, говорится в пресс-релизе компании.
Эксперты отмечают, что помимо ожидаемого на фоне происходивших в первом полугодии событий роста вакантности наблюдался и позитивный тренд: за прошедшие полгода помещения не только освобождались, но и активно арендовались новыми операторами. Уровень ротации арендаторов за этот период составил около 7%, что говорит о готовности арендаторов по-прежнему рассматривать ММДЦ «Москва-Сити» для размещения своих магазинов, заведений общественного питания и точек сферы услуг.
«ММДЦ «Москва-Сити» является одним из наиболее востребованных деловых кластеров, где располагаются офисы крупнейших российских и международных компаний. Общее число офисных сотрудников, работающих в компаниях-резидентах башен ММДЦ, по нашим расчетам, приближается к 150 000 человек. По мере восстановления работы в офисах в полном объеме и стабилизации ситуации мы ожидаем, что вакансия начнет сокращаться. Уже сейчас мы наблюдаем спрос на освободившиеся площади со стороны различных компаний, которые заинтересованы в аренде помещения в топовой локации и на привлекательных условиях. До начала периода карантина уровень вакантности в отдельных башнях не превышал 2-3%, так что и в обозримой перспективе можно ожидать возвращения к таким значениям», - отметила Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International.
За первые шесть месяцев 2020 г. в десяти башнях ММДЦ «Москва-Сити» число заведений общепита снизилось на 9%, категория «красота и здоровье» сократила свое число магазинов и услуг на 8%, «услуги», к которым относятся бытовые, туристические, почтовые услуги, уменьшились на 5%, «банки и финансовые услуги» на 27%. Устойчивой категорией арендаторов в ММДЦ «Москва-Сити» оказались продуктовые магазины – несмотря на небольшую ротацию, их число даже увеличилось.
Наименьшая диверсификация категорий арендаторов представлена в башнях «ОКО», «Меркурий» и «Северная Башня» (по 4 категории из 7). В половине башен представлено 6 или 7 категорий арендаторов.
Несмотря на сокращение числа арендаторов и рост вакансии, структура арендаторов за прошедшие полгода значительно не изменилась. Лидирующую позицию, как и ранее, занимает категория «общественное питание» (47%). Далее идут «услуги» (15%), замыкает тройку лидеров «красота и здоровье» (13%).