Будет ли построена Большая Москва?
Находятся поводы для сомнений в сроках реализации проекта
Вчера, 1 июля, произошло формальное изменение границ столицы. Образовалась Большая Москва. На бумаге. Но ни в чертежах, ни даже в рисунках. Пока она существует только росчерками высокопоставленных перьев на документах. Приняты решения о единых подходах к социальному обеспечению, транспортным тарифам, льготам для «новых москвичей». Сделано много. Но понимания того, что именно будет представлять собой в 2,5 раза увеличившийся город, все равно явно нет. Равно как и понимания сроков реализации этого мегапроекта.
Зато есть целый ряд факторов – политических, макроэкономических, просто факторов времени, которые склоняют специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» предположить, что реальное осуществление такого масштабного проекта, возможно, либо будет отложено, либо станет далеко не первоочередным. (Подробности в цифрах можно посмотреть в статье «Будет ли построена Большая Москва? Подробности».)
Фактор времени
Только осенью будет выявлена когорта победителей-архитекторов, борющихся за право создать концепцию (sic!) будущего генплана Москвы. Когда эта концепция будет разработана – неясно. Сколько времени потребуется после переработки сделанного силами Москомархитектуры и утверждения ее хотя бы в принципе – также непонятно, наверное, еще как минимум полгода.
Далее нужно нарисовать сам генеральный план развития. По-хорошему, на создание добротного плана застройки района (или крупного жилого комплекса) требуется около года. Поэтому говорить о серьезных планах реальной застройки присоединенных к Москве территорий можно будет года через два. Если, конечно, не изменится политический вектор, относящий этот проект к первоочередным.
Другие мегапроекты
В лучшем случае момент начала фактической реализации проекта Большой Москвы можно отнести на 2014 г. Но в 2014 г. Россия принимает Олимпийские игры в Сочи. Все средства и возможности будут брошены на то, чтобы провести их достойно. О скандалах вокруг «Олимпстроя» все наслышаны, сколько потребуется средств в последний момент на «затыкание дыр», можно догадываться.
«Противовесом Большой Москве является олимпийская стройка в Сочи. И если за идеей Большой Москвы пока нет никакой конкретики, а только лозунги, то в сочинском проекте есть четкая дата: 2014 год. Причем Россия здесь связана международными обязательствами и рискует имиджем на мировой арене», – писал портал www.irn.ru в статье «Московская недвижимость: чем закончится рост на эмоциях?» еще в октябре прошлого года.
Но кроме Олимпиады есть и другие мегапроекты, по которым Россия несет международные обязательства. Например, саммит АТЭС тоже никто не отменял. И если остров Русский вроде как обустраивается стараниями Араса Агаларова вполне по графику, то ведущая к нему только что построенная автотрасса уже пострадала от оползня. Премьер-министр Дмитрий Медведев, конечно, потребовал наказать виновных, разорить компанию, которая посмела некачественно выполнить работы, но исправлять ситуацию все равно нужно. Придется найти и средства на это. Теперь еще дожди во Владивостоке помешали строителям вовремя завершить работы по возведению двух мостов к саммиту АТЭС, в связи с чем их открытие переносится.
Конечно, на фоне Олимпиады и саммита АТЭС не так уж внушительно выглядит обязательство России построить трассу длиной всего в 5-6 км. Но особую. Именно благодаря ей, возможно, уже в 2013 г. Россия сможет принять у себя новый этап Гран-при «Формулы-1». Решение об этом пока не принято, организаторы «королевских автогонок» согласились, что это не должно помешать проведению Олимпийских игр – решающее слово за Олимпийским комитетом. Пока построена трасса под Москвой. И хотя ранее говорилось о том, что она способна принимать у себя любые кольцевые автогонки вплоть до F-2, но не F-1, теперь уже пошли слухи, что сейчас не обязательно строить трассу в Сочи, подмосковная вполне годится. Тем более что ее проект разрабатывал не кто иной, как сам Герман Тильке – архитектор всех новейших трасс для гонок F-1. Видимо, за ним – окончательный приговор о пригодности своего творения к этапу Гран-при.
А после всего этого не за горами и 2018 г. Чемпионат мира по футболу, хозяйкой которого впервые должна стать Россия. Это опять международные обязательства, которые страна обязана соблюсти, в то время как проект Большой Москвы – чисто внутренний, который не связан дедлайнами, проект, который можно отложить.
За чей счет банкет?
Крупные международные форумы, турниры и т.п. хорошо проводить стране с устойчивой экономикой, профицитным бюджетом, налаживающимся благосостоянием населения. Одновременно можно затевать мегапроекты внутри страны. Именно так выглядела Россия, когда боролась за право принять у себя лидеров АТЭС и лучших спортсменов мира. Но финансовый кризис ситуацию изменил.
Цена на нефть упала до уровня менее $100 за баррель. Это значит, согласно последним заявлениям президента РФ Владимира Путина, что бюджет страны должен уже пополняться из Резервного фонда. Продолжается девальвация рубля. Соответственно, уменьшаются поступления в Пенсионный фонд. Все это работает не в пользу реализации мегапроектов (см. «Будет ли построена Большая Москва? Подробности»).
Есть и еще один нюанс. С воскресенья резко повысилась цена на водку. С давних времен нефть и водка – главные наполнители бюджета страны (соответственно, в долларах и рублях). Раз это произошло, значит, правительство очень нуждается в средствах. Хотя все помнят, чем обернулась попытка «протрезвления страны» для Михаила Горбачева.
Политическая вольность
В начале декабря 2011 г. Мосгордума и Мособлдума одобрили соответствующее соглашение по изменению границ Москвы и Московской области. Однако в конце июня в Мособлдуме этот вопрос подняли опять, на этот раз депутаты проголосовали вообще против объединения. Возникает вопрос: а почему народные избранники, особенно коммунисты, так открыто и явственно пошли против воли верховной власти? Может быть, им известно что-то, что позволяет демарш, они знают: проект все равно будет приторможен? Ослаб политический вектор, подталкивающий к реализации проекта?
Одновременно новый губернатор Московской области Сергей Шойгу высказался за ревизию всех строек в Подмосковье, пойдя по стопам мэра Москвы Сергея Собянина (см. «Строительство было запрещено в Москве, на очереди Московская область»).
Транспорт как индикатор процесса
Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» уже неоднократно писали, что только развитие транспортной инфраструктуры способно реально обеспечить взаимодействие Большой Москвы со столицей в пределах МКАД.
Совсем недавно портал www.irn.ru писал о том, что новые станции метро в Москве – это главный способ развития транспорта. На строительство новых веток и станций сейчас брошены все силы. Но оказывается, на Большую Москву сил не хватает. Достаточно посмотреть на предполагаемые схемы развития метро до 2020 г. на официальных сайтах правительства и стройкомплекса Москвы.
Как указывает независимый эксперт рынка недвижимости Михаил Артамонов, не будет двух запланированных ранее веток в Большую Москву: одной вдоль Севастопольского проспекта через Ясенево, другой вдоль Ленинского проспекта через Румянцево. Вместо них туда проектируется одна линия от метро «Проспект Вернадского». Интересно, что по Москве она проложена близко к трассе не существующей уже Старой Калужской дороги.
Отменяется вся Солнцевская ветка от будущего Третьего пересадочного контура вдоль Мичуринского проспекта и за МКАД; вдоль Боровского шоссе, до Новопеределкино с поворотом к Внуково и далее в Большую Москву. Вместо нее до Солнцево дотянется надставка от «Юго-Западной» из трех станций: «Тропарево», «Румянцево» и конечная – на крайнем и дальнем юге «Солнцево» (Староорловская ул.). Ветка в Солнцево проектировалась давно, стояла в планах метростроения долгие годы, но… даже в самых дальних планах ее больше нет.
Итого – вместо пяти запланированных ранее в направлении «Новой Москвы» перспективных линий метро остались две, причем одна из них – изначально самая дальняя и совершенно нереальная перспектива (от «Каширской»), а единственная реальная до 2020 г. – запланирована за МКАД отрезком всего лишь на полперегона в 2,8 км с одной станцией. И запланирована эта «реальная» линия – самой последней во всем плане, на декабрь 2020 г. Для сравнения - по планам, «город чиновников» на Калужском шоссе должен появиться не позднее лета 2015 г.
А ветка от «Кунцевской» в Сколково, с промежуточной станцией на Можайском шоссе также просто отменена. Совсем.
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что Москва не будет нуждаться в новых станциях метрополитена после завершения этой программы метростроения, напоминает Артамонов. Можно сделать вывод - власти считают, что реализация этой действительно напряженной программы снимет все проблемы с метро в городе. То есть дальнейшее развитие метрополитена откладывается на неопределенную перспективу.
Земля
Несмотря на весь ажиотаж вокруг проекта Большой Москвы, первая информация о торгах по участкам на новых территориях Москвы появится не ранее четвертого квартала 2012 г., передает «Интерфакс». Об этом сообщил руководитель столичного департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев. «Сейчас идет работа по инвентаризации новых территорий, мы прогнозируем, что в четвертом квартале сможем предоставить информацию о том, какие площадки могут быть выставлены под реализацию», – сказал он.
Он отметил, что пока рано говорить о том, под какие цели будут выставляться площадки. «Необходимо смотреть инфраструктуру и те задачи, которые будут стоять на территориях», - сказал руководитель департамента (см. «Будет ли построена Большая Москва? Подробности»).
Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» отмечают, что поспешные решения о приобретении земельных участков на территориях Большой Москвы пока могут оказаться преждевременными. Власти ведь могут пересмотреть и целевое назначение земельных участков, а тогда придется пересматривать и все бизнес-планы. А пока не будет готова концепция генплана, а лучше сам генплан – не стоит бежать впереди паровоза, пытаясь определить лучшие «куски земель». Возможно, там еще долгие годы будет царить неопределенность.