Судьба загородного рынка недвижимости на новых территориях Москвы
В выигрыше минское, волоколамское и новорижское направления
Понятия городского и загородного рынка недвижимости практически стерлись с появлением идеи о присоединении к Москве новых территорий. Свежая идея о том, что теперь будет «Новой Москвой», а что – Подмосковьем, расширила наши представления, многое нужно переосмысливать заново, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко, открывая круглый стол в рамках выставки «Домэкспо» 7 октября.
С одной стороны – вот она, большая стройка, на сверхмасштабных площадях которой можно построить все, о чем мечтали; с другой – чем огромнее заявленный проект, тем больше рисков его незавершения или по крайней мере значительной корректировки сроков. Достаточно сравнить «Новую Москву» с другими мегапроектами: сочинская стройка к Олимпиаде-2014 хотя бы ограничена международными договоренностями - упасть в грязь лицом нельзя; а «Москва-Сити» строится уже 20 лет, и края процессу не видно, отметил Репченко.
Конечно, у столицы есть хороший опыт строительства Куркино, Бутово, Марьино, даже Новокосино – отдельных возведенных в чистом (или не очень чистом) поле районов. Но по масштабности с новыми территориями Москвы они не сравнимы. А подмосковный рынок – совершенно особый, его нужно изучать очень внимательно, считают аналитики www.irn.ru (см. «Весь рынок новостроек Московского региона за 2-3 кв. 2011 года. Сравнительный анализ (Сентябрь 2011)»).
Одни проблемы
«Сейчас на территориях, которые должны отойти к «Новой Москве», строится 2,2 млн кв.м жилья. Это означает прирост населения в регионе примерно 100 000 человек за 3-4 года в дополнение к 250 000 живущим, – отмечает управляющий директор департамента жилой недвижимости компании Blackwood Тимур Сайфутдинов. – За 7-8 лет, исходя только из нынешних темпов, прирост составит около 500 000 человек». Это означает транспортный коллапс, как в «старой Москве». Если не хуже: «бутылочное горлышко» въезда из «новой» Москвы в «старую» будет, говоря библейскими ассоциациями, меньше «игольного ушка», учитывая неясность с проблемой создания новых рабочих мест на новых территориях.
Обычными темпами только Генплан новых территорий удастся разработать через 1,5 - 2 года. По сведениям некоторых участников дискуссии, правительство Москвы собирается определить исполнителя Генплана в ноябре. Правда, если соблюдать букву закона, его нужно выбирать на открытом тендере. Тогда, подчеркивает заместитель генерального директора «Вектор Инвестментс» Эмиль Вильданов, все оказывается сложнее. Техническое задание в лучшем случае успеют подготовить к марту (а без этого тендер невозможен). Исходя из обычных темпов, тендер проведут в начале лета, а после всех «протоколов разногласий» и т.д. реальная работа начнется осенью 2012 г. Год-полтора на разработку (мы же хотим хороший план, не так ли?), еще столько же, по идее, на согласования и уточнения. Значит, конец 2014 – начало 2015 г.
«Правительство при разработке этой идеи руководствовалось не [экономической] географией, а интересами крупных банков», – говорит Сайфутдинов. В регионе новых территорий Москвы сосредоточены земли, которые в качестве залогов отошли к банкам (см. «Руководитель IRN.RU: расширение Москвы выгодно главным образом госбанкам»). С этими землями нужно что-то делать: пока что они «висят» на балансах мертвым грузом, который требует уплаты налогов, но ничего не приносит. (Подробнее об этом в статье «Налог на недвижимость подкрадывается незаметно»).
«Пока что продажи загородных домов в этом регионе встали намертво, – сетует Сайфутдинов. – За город люди едут не в «Новую Москву», а за тишиной и спокойствием, уединением. Сильнее всего на направлениях, относящихся к «Новой Москве», пострадал и будет страдать элитный сегмент рынка».
«Когда возникает столь масштабный проект, нужно в первую очередь изучать историю вопроса (см. «Стратегия застройщиков на территориях Новой Москвы»), а во вторую – пытаться понять цели», – говорит Владлен Волошин, генеральный директор «Велес Девелопмент». Есть много городов, которые все равно больше по площади будущей Москвы (251 000 га). Цель обогнать Анкару (250 000 га) – бессмысленна. Сидней (более 1,2 млн га) все равно не догнать. «К проекту есть интерес, но нет уверенности, что он может быть реализован хотя бы за 50 лет», – говорит эксперт.
Еще проблемы
Среди самых первых проблем навскидку, которые определили эксперты:
- непонятно административное деление (ходят слухи об одном административном округе, но одновременно звучат заявления, что органы существующего местного самоуправления сохранят полномочия);
- не определен порядок подготовки и утверждения органами власти строительной и разрешительной документации;
- московские власти не имеют опыта взаимодействия с частными собственниками земли: Юрий Лужков делал все, чтобы таковых не появилось, поэтому есть только единицы, отстоявшие свои права на землю через суд. А вот на новых территориях таковых будет очень много.
Стиль застройки
Как известно, предлагая проект расширения Москвы, президент РФ Дмитрий Медведев дал понять, что в его концепцию укладывается в основном развитие малоэтажного строительства – коттеджей и таунхаусов. Плюсы и минусы таковой охарактеризовал Александр Дубовенко, директор по развитию Good Wood (см. «Малоэтажка против высоток: оптимальные форматы жилья «Новой Москвы»).
Он привел в пример, в частности, что в Финляндии местные муниципалитеты заранее готовят территории, вплоть до бизнес-планов, так как заинтересованы в поступлениях от основного источника дохода – налога на недвижимость (подробнее об этой проблеме см. в «Руководитель IRN.RU: «Новую Москву» застроят малоэтажкой экономкласса»).
«Новая Москва» – территория неопределенности, говорит Эмиль Вильданов, «Вектор Инвестментс». Есть множество рисков, и главные очевидны. Это риски застройщиков. В границы «Новой Москвы» не попали крупные города типа Подольска. Значит, они не будут делиться своими мощностями по газу, другой инфраструктуре и, главное, по электроэнергии.
Это означает, что любой населенный пункт будет строиться в чистом поле, что удорожает строительство в десятки раз.
Как резюмировал Вильданов, расширение «Новой Москвы» в определенных правительством направлениях уже практически остановило продажи загородной недвижимости на них. В выигрыше – рублевское (оно никогда не проиграет), минское, волоколамское и новорижское направления.
Подробнее об этом см. в презентациях докладчиков:
Тимур Сайфутдинов, управляющий директор департамента жилой недвижимости компании Blackwood: «Застройка «Новой Москвы»: обзор текущей ситуации и перспективы развития»
Александр Дубовенко, директор по развитию Good Wood: «Малоэтажка против высоток: оптимальные форматы жилья «Новой Москвы»
Владлен Волошин, генеральный директор «Велес Девелопмент»: «Стратегия застройщиков на территориях «Новой Москвы»
Эмиль Вильданов, заместитель генерального директора «Вектор Инвестментс»: «Как повлияет расширение Москвы на загородный рынок Подмосковья»
Роман Курышев, директор по развитию «ЗемАктив»: «Продвижение объектов недвижимости: концепция 4С и ее принципы применительно к новым территориям столицы».
Сергей Жарков, главный редактор www.irn.ru