«Пробки»: политическая воля нужна не только в градостроительстве

Новая столичная власть решила поставить крест на продолжении организации одностороннего движения по улицам в центре Москвы. Проект постановления, отменяющего дальнейшее развитие программы Юрия Лужкова 2004 года о схеме организации транспортных потоков, находится в открытом доступе на сайте Департамента транспорта и связи (ДТиС). В пятницу, 17 декабря 2010 г., об этом стало широко известно, но специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» обратили внимание на то, что почти одновременно прозвучали и другие заявления по поводу дорожных проблем.

Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» считает, что тему, поднятую статьей «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок» и подхваченную маркетинговым обзором «Москве необходим баланс между «недобором» и «перебором» парковок», нужно продолжить.


Заминки с планом

«Москомархитектурой подготовлены предложения по организации одностороннего движения на 19 улицах. По итогам анализа данных предложений, по мнению Департамента транспорта, введение одностороннего движения на них в настоящее время нецелесообразно, так как это потребует строительства новых дорожно-мостовых объектов», – говорится в пояснительной записке к проекту постановления, подготовленного ДТиС. Кроме того, по мнению специалистов департамента, организация одностороннего движения по некоторым улицам повлечет за собой изменение маршрутов движения троллейбусов, разрыв и перекладку контактной сети, что приведет к значительному удорожанию выполняемых работ.

Замечание справедливое. В «Комплексном плане мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла» (подробно его содержание излагалось в статье «Политическая воля и высокая цена парковки освободят Москву от пробок»), в частности, говорилось о необходимости вообще сокращать число троллейбусных маршрутов по городу. Действительно, зачем сегодня тратить деньги на переделку того,  что завтра может вообще исчезнуть?

Такому решению могли бы поаплодировать многие мегаполисы, где троллейбусы с улиц убираются давно как наиболее экологически грязный вид транспорта. Причина: троллейбусы очень широки, маломаневренны, двигаются, в отличие от трамваев, не только по специально выделенным полосам, поэтому крайне серьезно препятствуют остальному автотранспорту. Отсюда – пробки, а значит, и выхлопы машин на холостом ходу.

А вот как раз трамвайное движение мегаполисы (в первую очередь европейские) развивают очень охотно. Не только на крупных магистралях - и по узким улочкам тоже. И ничего – пару лет назад в предрождественскую (sic!) неделю в Вене не наблюдалось ни единой пробки. А если представить себе приток одних туристов на Рождество в Вену? А потом сравнить с «пробками выходного дня» в предновогодние недели в Москве?


Воля и финансы

Дороговизна перекладки контактной сети, строительства дорожно-мостовых развязок, отсутствие необходимых пунктов в Адресной инвестиционной программе, юридические коллизии о непредусмотренности передачи земли для создания парковочных мест и «выездных карманов» московским законодательством – серьезные проблемы. Их нужно решать.

Но для этого требуются даже не деньги, а только политическая воля, цитирует «Интерфакс» научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина. «Многие меры, которые предлагаются новым планом столичных властей по реорганизации дорожного движения, зависят не столько от финансирования, сколько от политической воли руководства города», – заявил он.

Блинкин подчеркнул, что многие задачи по наведению порядка в транспортной отрасли носят организационный характер. «Не так дорого стоит организовать выездные карманы для транспорта. Обратите внимание, что на некоторых улицах города около остановок до сих пор нет заездных карманов, а ведь это не так дорого и так просто, в то же время серьезно скажется на улучшении транспортной ситуации», – добавил Блинкин.

Научный руководитель НИИ отметил, что в ближайшие годы столичные власти выделят 203 млрд руб. на наведение порядка в транспортной отрасли столицы. «Деньги выделены на 2011-2012 гг., но если они не будут израсходованы в 2011 г., то автоматически перейдут на те же задачи на 2012 г.», – добавил он.

Беда в том, что в адресной программе инвестиций правительства Москвы не предусмотрены не только «карманы», но даже и съезды с тротуаров на проезжую часть для инвалидов-колясочников, отмечают аналитики www.irn.ru. Общество инвалидов на встрече с руководством Москвы робко заявило, что поддерживает инициативу городских властей в борьбе с пробками и ликвидацию парковок, но все-таки в центре на каждой улице стоит оставить хотя бы несколько мест для инвалидов, это просто необходимо. Правда, кто будет занимать эти места – инвалиды на «Оках» или «хозяева жизни» на джипах-Lexus'ах – каждый может догадаться сам.

Опять нужна политическая воля, чтобы заставить милицию и ГИБДД контролировать правомерность занятия парковочных мест для инвалидов.

Возникает резонный вопрос: а где взять столько милиционеров? До революции в Москве на каждом перекрестке стоял городовой. Он контролировал все три или четыре расходящиеся от него улицы до следующего квартала. То же делали его «соседи» на следующих перекрестках. При необходимости он регулировал движение (кстати, регулировка гужевого транспорта – непростое занятие), а при возникновении, как сейчас говорят, «нештатной ситуации» мог свистком подозвать на подмогу еще минимум двоих-четверых. И все справлялись.


Лирическое отступление

Некоторые разночтения в новостях информационных агентств и официальных сообщениях очень показательны. В пятницу «Интерфакс» предпочитал осторожно говорить, что «власти Москвы рассматривают возможность отказа от идеи организации одностороннего движения». А официальный информационный центр правительства Москвы (icmos.ru) уже написал: «Столичные власти признали неэффективным один из транспортных проектов экс-мэра Москвы Юрия Лужкова в области оптимизации дорожного движения и борьбы с пробками. Речь идет о плане по переводу улиц на одностороннее движение в центре города. Реализация этого плана, утвержденного еще в 2004 году, приостановлена проектом постановления правительства Москвы, подписанным С. Собяниным». 

Еще один лишний камень в огород предшественника? Вряд ли - скорее «эксцесс исполнителя». Не может быть реализация плана приостановлена «проектом постановления», да еще и подписанным мэром, отмечают аналитики www.irn.ru. Проект подписан, естественно, руководителем ДТиС Николаем Годуновым (подробнее о Годунове можно будет прочитать на этой неделе на www.irn.ru в разделе «Портреты новых лиц в правительстве Москвы»), а до подписи мэра еще далеко. Правда, кто-то может выдавать желаемое за действительное. Или знать немного больше посетителей официальных сайтов.


Слагаемые успеха

Как уже писал портал www.irn.ru, важнейшие задачи города в борьбе с пробками на дорогах были поставлены, цели определены. Это строительство паркингов, достаточно вместительных, чтобы расположить всех желающих, и одновременно достаточно дорогих, чтобы отпугнуть тех, кому «не очень-то и хотелось». Плюс политическая воля направить усилия сотрудников ГИБДД на патрулирование загруженных улиц с требованиями убирать неправильно припаркованные машины, вызов эвакуаторов и выписывание серьезных штрафов.

Но без политической воли убрать силами милиции машины из-под знака «Остановка запрещена» все остальное бессмысленно. Пример: последний из введенных в эксплуатацию наиболее крупных торговых центров «Гагаринский». Под ним – два этажа огромной подземной парковки. Бесплатной. Застройщик ТЦ, в котором разместился «Ашан», расширил проезжую часть перед своим зданием чуть не на 1,5 полосы. Вывешены знаки «Остановка запрещена». Результат – машины у входа брошены в два ряда, а паркинг заполнен максимум на четверть.

Кого винить – застройщика, которого водители поливают грязью за возведение огромного ТЦ на оживленном перекрестке, но который сделал все возможное для разгрузки движения, самих водителей, почему-то упорно не желающих пользоваться подземным паркингом (проведя в магазинах 2-3 часа, потом экономят секунды на отъезде), или власти, не принимающие меры к соблюдению правил дорожного движения?

Но есть еще два момента, которые www.irn.ru пока не затрагивал. Первый – «убирать машины, невзирая на лица». А второй – требовать в целом соблюдения правил дорожного движения, точно так же, «невзирая на лица».


Соблюдение законов

Эту тему затронул премьер-министр Владимир Путин в недавнем прямом эфире, отвечая на вопросы телезрителей.

«Поведение на дорогах – это прежде всего проявление общей культуры человека. Это непреложный жизненный факт. Криминальные проявления в среде участников дорожного движения приобрели зловещий характер. И правоохранительные органы должны усилить контроль в данном направлении», – сказал Путин.

В субботу, 18 декабря 2010 г., в эфир вышла программа Аркадия Мамонтова «Специальный репортаж», посвященная хамству и просто некорректному поведению водителей на улицах. Выявлено три наиболее часто встречающихся варианта нарушений ПДД: выезд на встречную полосу, превышение скорости и несоблюдение правил проезда перекрестка. Как явствует из программы, очень часто нарушителями оказываются служебные машины депутатов Госдумы, которые, видимо, пишут законы для всех остальных, но не для себя. И иных «сильных мира сего». А ведь именно из-за них по резервным полосам, на которые они выезжают, не могут проехать ни кареты скорой помощи, ни пожарные. Особенно замечателен был кадр, в котором из остановленного ГИБДД автомобиля выходит водитель, пересаживаясь на пассажирское сиденье, а его место занимает пассажир – депутат, обладающий неприкосновенностью. На глазах инспекторов (а в данном случае и телекамеры).

Другие позволяют себе, остановившись, сразу уехать, увидев телекамеру, а на следующем посту ГИБДД просто отдать права и техпаспорт инспектору и опять-таки уехать дальше по резервной полосе. Видимо, думая про себя: «Завтра сам мне лично принесешь». Или угрожая звонками высшему начальству. Или прикрываясь «корочками» депутатов.


Мигалки и «поросята»

О недопустимости использования мигалок неуполномоченными лицами много говорилось, объявлялись кампании по этому поводу. Многие перешли на использование звуковых спецсигналов (которые в народе окрестили «хрюшками» и «поросятами» из-за специфического звучания). Вроде и незаметно, а вроде и результативно.

Достаточно, например, посмотреть материалы «Федерации автовладельцев России». Или сайты информационных агентств, пестрящих сообщениями об очередном ДТП с участием чиновника или его родственника, когда уголовные дела, если и возбуждаются, – то в отношении пострадавшей стороны. Что же, власти все позволено?

На одной из последних пресс-конференций начальник московского УВД Владимир Колокольцев заявил: «Каждый водитель должен получать по заслугам». Какой водитель? Тот, что открытым текстом в телекамеру говорит, что будет исполнять распоряжения «хозяина», невзирая ни на какие ПДД? Или тот, кто пересаживается в водительское кресло, взмахивая удостоверением депутата Госдумы?

Владимир Колокольцев, тем не менее, свою позицию обозначил. Премьер-министр Владимир Путин – тоже. С пробками борется мэр Москвы Сергей Собянин. Наверное, стоило бы объединить политическую волю в этом направлении, считают аналитики www.irn.ru. 

Сергей Жарков, главный редактор www.irn.ru

Данный материал является аналитическим и носит справочно-информационный характер.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
779
(2 сегодня)
Спецпредложения ноября
Наш научный партнер:
Книга «Полевая физика или как устроен Мир?» – официальный сайт