Торговые центры – главная помеха транспорту. Ненадолго

Ударить по бездорожью и разгильдяйству

Ударив по мелким хозяйчикам в лице владельцев торговых палаток и киосков, новый мэр Москвы Сергей Собянин приступил к основной задаче, явно поставленной перед ним президентом РФ Дмитрием Медведевым: наладить транспортную систему столицы. Но и более крупные купцы не остались за пределами фокуса «прицельной мушки». Если торговые центры мешают транспорту, тем хуже для торговли, такой вывод сделали специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».

Атака на ларечников увенчалась успехом - их стали сносить даже в тех районах, где мэр не предписывал. «Под раздачу» попали даже газетные киоски, правда, эта инициатива политических и чиновничьих дивидендов не принесла. Газетные киоски остались на местах после вмешательства Павла Гусева (подробнее см. статью «Масштабный удар по мелким торговцам»).

Возможно, соседство с крупным торговым центром скоро перестанет быть преимуществом при оценке стоимости жилья. Наоборот, станет недостатком. Шаговая доступность до ТЦ вроде бы удобна для жителей-соседей, но «пробки» на близлежащих улицах – серьезная помеха движению. Поэтому среди предлагаемых мер в «Комплексном плане мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла» – временное ограничение на въезд грузового транспорта в Московский регион с 07.00 до 22.00 в рабочие дни и круглосуточно в выходные и праздничные дни.

Интересно, как планируется сочетать эту норму со старым запретом на шум в ночное время: разгружать-то допущенные грузовики придется в торговых центрах по ночам. Высыпаться жителям домов по соседству с ТЦ придется только по выходным и праздникам. Если эта норма будет утверждена, то любителям сутяжничества и правозащитникам открывается широкое поле деятельности. На общественное мнение соседей ТЦ они смогут рассчитывать в полном объеме.

Пока что мэр дал москвичам 3-4 недели на ознакомление с планом и подачу предложений. Одна неделя уже прошла. Правда, средства массовой информации для такого ознакомления дружно отсылают любителей первоисточников на официальный сайт правительства Москвы mos.ru, где страницы с планом нет. Он есть на сайте mos-pr.ru, но и там исполнители не предусмотрели возможность обратной связи в интернете. Так что подачу предложений придется делать по старинке «Почтой России». Хотя вряд ли письма дойдут в предписанные мэром сроки.


В объезд по МКАД

Сергей Собянин в субботу, 13 ноября, проинспектировал МКАД, и то, что он увидел, его неприятно удивило. Вслед за раздражением сразу последовали намеки на оргвыводы.

В очередной традиционный субботний объезд объектов столицы мэр проинспектировал Московскую кольцевую автодорогу и остался недоволен ее состоянием: негодование вызвало большое количество съездов к торговым центрам. Собянин считает, что многие въезды к торговым центрам на МКАД построены с нарушением норм. Некоторые комплексы и рынки возведены с расчетом на небольшое количество прибывающих автомашин, однако из-за расширения торговых площадей поток машин увеличился в разы.

«Необходимо разобраться с объектами, которые незаконно увеличили торговые площади», – отметил мэр. Он подчеркнул, что многие разрешения на строительство въездов и выездов давались чиновниками незаконно и построенные въезды не отвечают современным требованиям.

Мэр столицы заверил, что будут найдены те люди, которые в свое время выдали согласования на организацию выездов и въездов. При этом мэр не исключил, что эти люди будут «наказаны», если еще занимают свои посты. «По всем случаям [незаконного строительства] надо разобраться, с каждым владельцем вести переговоры, – сказал Собянин в субботу в ходе посещения одного из торговых комплексов на 25-м километре МКАД. – Невозможно пробить дорогу на МКАД так, чтобы никто не видел. Получается, что одни согласовали, другие не досмотрели, другие не проконтролировали, четвертые взяли на карман», – отметил столичный градоначальник.

По его мнению, МКАД потеряла изначальную функциональность: ею пользуются в основном для подъезда к торговым комплексам. Цель столичных властей – вернуть МКАДу первоначальное назначение, то есть сделать ее объездной магистралью, а не «вспомогательной улицей для торговли», заявил заместитель мэра по транспорту Николай Лямов.

«Чтобы решить проблемы, будем проводить работу на всех магистралях с каждым присоединенным владельцем. Будем просить владельцев проработать мероприятия по расширению дорог, с каждым проведем переговоры, чтобы навести хотя бы элементарный порядок», – цитирует «Интерфакс» московского градоначальника.

По данным ОАТИ Москвы, уже выявлено 42 торговых объекта, где нет никаких документов на строительство въездов и выездов. Но инспекция не может дать полной оценки до завершения проверок.

По словам заместителя мэра Юрия Росляка, для улучшения транспортной ситуации на МКАД необходимо избавляться от «въездов-выездов» к торговым центрам, не соответствующих нормам, и строить их по новым стандартам. Нужно строить съезды с МКАД длиной около 500-700 м, на которые автомобиль может выехать, не снижая скорости, таким образом, на основной магистрали не будет замедления движения. «Уже на этой отдельной полосе автомобиль будет сбрасывать скорость и готовиться к парковке», – пояснил заммэра.


А если…

Незаконные въезды и выезды из торговых комплексов на МКАД могут быть перекрыты, если собственники центров не будут выполнять требования властей Москвы, сообщил заместитель мэра Москвы по транспорту Николай Лямов. «Экстренные меры будут применяться тогда, когда будут использованы все возможности договориться», – сказал он в субботу, 13 ноября, журналистам.

По его словам, в случаях, когда ситуацию возможно исправить, владельцам торговых объектов предложат расширить дорогу. В первую очередь планируется выполнить работы там, где с владельцами будут достигнуты договоренности, добавил чиновник.

Но и одновременно «контрольные службы будут выписывать предписания по срокам устранения нарушений», – цитирует его «Интерфакс».

Если же владельцы откажутся или не смогут организовать въезды по нормативам, «будут ставиться ограждения, препятствующие въезду к торговому центру», сказал Лямов. «Такие меры будем применять к тем нерадивым, которые не исправят ситуацию», – добавил он. Как молвится, лучше договориться «по-хорошему».


Развязки – в фокусе внимания

Более того, власти Москвы намерены выявить и законсервировать долгострои рядом с крупными городскими магистралями для улучшения дорожной обстановки. «Мы рассмотрели состояние дел и на Пушкинской площади, и у Тверской заставы, и на Ленинградке, и на участках Четвертого транспортного кольца», – сообщил заместитель мэра столицы Владимир Ресин в субботу журналистам.

«Для нас сейчас главным является вопрос долгостроев на дорогах, то есть на тех объектах, где создаются затруднения для дорожного движения. В течение ближайшего времени мне подготовят материал по строительным площадкам на дорогах, – заявил он. – Мы посмотрим все эти материалы, и в течение ближайшего времени примем решение: по каким-то объектам определим конкретные сроки завершения, а в тех местах, где это будет сделать невозможно, начнем консервацию для улучшения дорожного движения», – сказал заместитель мэра.


Дорога вширь

Таким образом, даже стройки начинают приноситься в жертву транспортным интересам. Но нельзя забывать, что транспортные проблемы в столице во многом зависят от Московской области (те, кто живет постоянно за городом, знают, как трудно пересечь МКАД по утрам и вечерам). Не говоря уже об аэропортах, движение в которые и обратно создает дополнительные трудности.

Решить эти вопросы без участия правительства Московской области невозможно. И первые шаги наконец сделаны. После долгих споров о границах Москвы и области (область предлагала провести ее по разделительной полосе МКАД, а бывший мэр Юрий Лужков требовал компенсацию в таком случае в размере половины затрат на ее строительство) 18 ноября пройдет первое после долгого перерыва совместное заседание правительств Москвы и Московской области по согласованию транспортной политики и определению границ.

Впрочем, похоже, вопрос о границах скоро отпадет. Президент Медведев дал поручение правительству совместно с Москвой и Московской областью наладить транспортную систему в столице (премьер-министр Владимир Путин, в частности, лично должен отвечать за меры по противодействию незаконным таксистам и другому частному извозу).

А там уже недалеко и до попытки объединения двух субъектов Российской Федерации, считают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости». Но это, как писали классики, «уже совсем другая история». История, которую можно будет прочитать на www.irn.ru.

Сергей Жарков, главный редактор www.irn.ru

Данный материал является аналитическим и носит справочно-информационный характер.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
608
Спецпредложения ноября
Наш научный партнер:
Книга «Полевая физика или как устроен Мир?» – официальный сайт