Введение платного въезда в центр Москвы может создать дополнительные пробки вместо того, чтобы с ними бороться, а реакция автомобилистов на такое нововведение будет предельно негативной. Учитывая, что платная парковка уже и так ограничивает трафик в центре, в использовании дополнительных мер нет никакой необходимости, надо лишь эффективнее использовать существующие инструменты, считает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.

Сделать въезд в центр Москвы платным предложил городским властям глава Международного союза общественного транспорта (UITP) Алан Флауш. По мнению эксперта, это должно стимулировать водителей пересесть на общественный транспорт. Департамент транспорта в настоящее время анализирует варианты платного въезда, изучая международный опыт по внедрению этой меры. До конца года ведомство планирует сформировать детальную концепцию и рассмотреть варианты платного въезда на МКАД и Третье транспортное кольцо, сообщала газета «Ведомости». Впрочем, решение о платном въезде в Москву может вступить в силу только после принятия Госдумой разработанного Минтрансом законопроекта, который позволит вводить платный въезд в город или отдельные его зоны, подчеркивали в департаменте транспорта.

Введение платного въезда в какие-то части города – достаточно трудоемкая в технологическом плане задача, отметил эксперт. Нужно будет организовать пункты пропуска автомобилистов в «платные» районы, что скорее поспособствует образованию новых автомобильных заторов, чем исчезновению имеющихся. К тому же инструмент для уменьшения числа машин в центре у властей есть – платная парковка.

Напомним: первые платные парковки появились в рамках эксперимента на 21 улице в центре столицы 1 ноября 2012 г. Сейчас зона платной парковки распространяется на 588 улиц и территорию «Москва-Сити». В зоне ММДЦ и Бульварного кольца час парковки обойдется в 80 руб., в зоне Садового – 60 руб. За пределами Третьего транспортного кольца с 1 августа за парковку надо платить 40 рублей в час. С 25 декабря 2014 года платная парковка будет организована на 405 улицах в 17 районах Москвы.

Транзитных автомобилистов в центре не так уж много – большинство направляется туда, чтобы посетить какое-то заведение, для чего приходится парковать машину. И благодаря введению платы за парковку люди стали задумываться о том, целесообразно ли ездить в центр на автомобиле, оплачивая его стоянку, или лучше воспользоваться общественным транспортом. В результате автомобилей в центре стало меньше, а свободных парковочных мест – значительно больше, хотя еще недавно у тротуаров внутри Бульварного кольца было принято бросать машины в три-четыре ряда. И, что немаловажно, более половины москвичей, согласно соцопросу на портале «Активный гражданин», заметили положительный эффект от введения платной парковки и одобряют эту меру. А введение платы за въезд в отдельные районы наверняка вызовет у граждан бурю возмущения.

Вспомните: мэр Лондона Кен Ливингстон, установивший сбор в 5 фунтов стерлингов (примерно $8) в сутки с каждой машины, въезжающей в центральную часть Лондона, из-за этого проиграл выборы. Даже несмотря на результативность инициативы: трафик в центре снизился на 18%, а пробки уменьшились на 30%.

По данным руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова, введение платной парковки уже позволило увеличить среднюю скорость в центре Москвы на 9 км/ч. Но это явно не предел, учитывая количество неправильно припаркованных авто на улицах столицы.

«Платный паркинг – это фактически и есть платный въезд. Чтобы окончательно ликвидировать пробки, надо лишь эффективно администрировать платные парковки и вообще бороться с неправильной парковкой», – полагает эксперт.

К сожалению, дорогие авто со скрытыми номерами в зоне платной парковки (80 руб. за час стоянки – это, конечно, неподъемная сумма для владельцев «мерседесов») и машины, припаркованные прямо под знаками «Стоянка запрещена», остаются обычным зрелищем на московских улицах. Так что усилия, направленные на выполнения уже существующих правил, позволят не только улучшить ситуацию на дорогах, но и значительно пополнить городской бюджет за счет штрафов.