«Мы давно научились строить хорошие бетонные коробки, но вопрос о стоимости и качестве проживания в них в течение последующих 25−30 лет остается сегодня главным», — считает замглавы министерства стройкомплекса и ЖКХ Московской области д.э.н. Владимир Маркин. Он заявил об этом на центральной конференции российского Форума лидеров рынка недвижимости 26 сентября.
По его мнению, именно в современных инженерных решениях при возведении новостроек кроется потенциал для развития жилищного строительства. Они позволят как экономить на будущих коммунальных услугах, так и на текущих расходах. Маркин призвал девелоперов, других участников рынка как можно более внимательно относиться к этим вопросам. По его словам, правительство Московской области делает все шаги, чтобы наладить диалог с бизнесом, максимально ясно и прозрачно прописать эти приоритеты в будущих инвестиционных контрактах.
Я не считаю, что перед властью стоит задача заставить застройщиков идти по этому пути, сказал он. Перед властью стоит задача найти возможность простимулировать девелоперов, показать им выгоды такой стратегии бизнеса.
Оказывается, вариант решения проблемы в этом направлении у рынка уже готов. Генеральный директор ГК «Глубина» Дмитрий Гусев ответил на призыв чиновника описанием бизнес-модели, позволяющей снизить себестоимость строительства и, соответственно, конечную цену жилья для потребителя уже сейчас примерно на 10−12%. Для этого не надо переходить на использование дешевых некачественных материалов, сокращать объем пакетов услуг или проектировать «конуру» вместо полноценной квартиры.
Он предложил системное решение проблемы, благодаря которому застройщик может снизить цену квартиры для потребителя, одновременно создавая устойчивый и ликвидный бизнес с невысокой, но стабильной доходностью. По его словам, ГК «Глубина» создала специальную компанию — Unit Management & Development, UMD, — которая будет выкупать у застройщиков (в первую очередь у входящих в состав ГК «Глубина») все объекты инженерной и транспортной инфраструктуры по инвестиционной стоимости с последующей эксплуатацией и управлением. Впервые эта схема будет опробована в рамках реализации жилого комплекса «Валь д’Эмероль» (в середине 2014 г. первая очередь будет введена в эксплуатацию, через 2 — 2,5 года будет закончено строительство всего комплекса).
В этом проекте примерно 4000 квартир, стоимость возведения инженерных и транспортных объектов превышает 1 млрд руб. Компания UMD покупает последние по этой цене у застройщика, срок окупаемости объектов для нее составит примерно 12 лет. «Это для нас совершенно нормально, мы имеем доходность 9−10%», — сказал Дмитрий Гусев.
Одновременно такая схема позволит исключить расходы на объекты инженерной и транспортной инфраструктуры из себестоимости жилья и, соответственно, из продажной цены квартиры. «Благодаря этому мы имеем небольшой дисконт, который можем предложить потребителям, около 10−12%; также мы получаем вполне ликвидный и устойчивый бизнес», — подчеркнул он.
Впоследствии этот бизнес с налаженными финансовыми потоками от потребителей может быть перепродан институциональным инвесторам или сетевым компаниям — поставщикам коммунальных услуг.
Проект | Расположение | ГК | Комнатность |
---|---|---|---|
Level Южнопортовая | Москва, Юго-Восточный округ, район Печатники, м. Кожуховская | 2 кв. 2027 г. | 1-5-комнатные квартиры площадью 17 - 109 м2 |
Level Академическая | Москва, Юго-Западный округ, район Академический | 1 кв. 2026 г. | площадью 17 - 143 м2 |
Level Мичуринский | Москва, Западный округ, район Очаково-Матвеевское, м. Мичуринский проспект | 4 кв. 2026 г. | 1-5-комнатные квартиры площадью 23 - 246 м2 |
Проект | Расположение | Специальное предложение |
---|---|---|
Level Южнопортовая | Москва, Юго-Восточный округ, район Печатники, м. Кожуховская | Скидка 40% при полной оплате. |
Level Академическая | Москва, Юго-Западный округ, район Академический | Скидка 30% при полной оплате |
Level Мичуринский | Москва, Западный округ, район Очаково-Матвеевское, м. Мичуринский проспект | Скидка 40% при полной оплате. |