Подмосковное метро облегчит жизнь пассажирам
Главное, чтобы грандиозные планы воплотились в жизнь
«Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» провел очередной еженедельный социологический опрос москвичей. На этот раз издание выясняло, как жители столицы относятся к планам создания в Подмосковье наземного метро, которые недавно представили областные власти. Москвичи поддержали эту идею и, более того, считают, что именно наземное метро, то есть система современных электричек, ходящих с интервалом 4-5 минут, «состыкованная» со «старой» подземкой Москвы, – идеальный транспорт для связи столицы и области.
Что это будет?
Напомним читателям, что в июле этого года министр транспорта Московской области Александр Зайцев на пресс-конференции в агентстве РИА «Новости» представил концепцию строительства наземного метро в Подмосковье - совместный труд Москвы, области и ОАО «Российские железные дороги». Александр Зайцев в ходе своего выступления несколько раз подчеркнул, что «наземное метро» - это рабочее название, и из этих слов можно сделать вывод, что в Подмосковье будет создана современная система скоростного железнодорожного сообщения. На привычное метро предлагаемый проект совсем не похож. По крайней мере, к такому выводу пришел журнал «Итоги» (№ 31 (895) от 05.08.2013), который проанализировал представленные чиновниками данные.
Как сообщает газета «Известия», проект, уже, видимо, в более готовом виде, был еще раз представлен в августе. Кроме того, о подмосковном метро в своих интервью и выступлениях в последнее время постоянно упоминают и врио мэра Москвы Сергей Собянин, и врио губернатора области Андрей Воробьев.
Чиновники довольно уверенно приводят цифры, которые свидетельствуют о масштабе работ и позволяют представить себе контуры будущего проекта. До 2025 г. в Подмосковье планируется протянуть около 130 км новых линий и построить около 50 станций. Речь идет о девяти направлениях - рижском, ленинградском, савеловском, ярославском, горьковском, казанском, курском, павелецком и белорусском.
Осчастливлены новым видом транспорта будут крупные города ближнего Подмосковья, такие как Химки, Мытищи, Реутов, Видное, Красногорск. Конечные станции разместятся в Крюково, Шереметьевском, Пушкино, Железнодорожном, Балашихе, Люберцах, Домодедово, Подольске, Одинцово и Нахабино. Первую ветку, которая пройдет через Химки, обещают открыть совсем скоро – перед новым годом.
На этот проект заложена сумма около 240 млрд руб., средства на реализацию выделят из федерального и областного бюджета, бюджета РЖД и других источников.
Линии наземного метро будут состыковываться с Малым кольцом железной дороги, которое, понятно, будет модернизировано (ведь оно было построено еще при царе-батюшке в 1908 г.), две ветки дойдут до центральных железнодорожных вокзалов. По идее, «новое» подмосковное метро должно быть интегрировано со «старой» московской подземкой в слаженно функционирующий организм. Билеты обещают сделать едиными и для Москвы, и для Подмосковья. Поезда будут современными, удобными, оснащенными кондиционерами и туалетами.
Власти ожидают, что новая скоростная железная дорога сможет перевозить намного больше людей, разгрузит автомобильные трассы и, конечно, будет комфортной для пассажиров. «Мы хотим поменять пространство: вместо переполненного перрона и грязной электрички жители области получат современное скоростное сообщение», – заявил Андрей Воробьев журналу Forbes.
Таким образом, новое наземное метро должно серьезно облегчить жизнь людям, которые сегодня тратят на дорогу до работы 4-5 часов в сутки. Москвичи, участвовавшие в опросе www.metrinfo.ru, в большинстве своем согласны с этой точкой зрения и ожидают примерно такого же эффекта.
Москвичи – «за» областное метро
Вообще, как выяснил журнал, о планах построить метро в Подмосковье осведомлены 63,5%, почти две трети участников опроса. Не в курсе оказались, соответственно, 36,5%.
При этом жители города в целом одобряют идею строительства метро – «за» высказались 80,9%. Они считают, что добираться до столицы жителям области станет значительно удобнее и быстрее. Многие автомобилисты, по прогнозам участников опроса, оставят свои машины и пересядут на скоростные поезда, соответственно, шоссе станут свободнее. Да и вообще – чем больше разного транспорта, тем лучше.
Недовольны планами властей 4,3%. Им кажется, что в Москве станет еще больше народу, чем сейчас, ну а чиновники получают вкусный кусок для «распила».
Затруднились с ответом 14,8%. Их эта тема либо не интересует, либо им недостаточно информации для того, чтобы сформулировать свою точку зрения.
Затем участников опроса попросили назвать самый удобный на их взгляд вид транспорта, соединяющий Москву и область. Почти половина - 46,9% - опрошенных назвали наземное метро. К ним можно добавить и тех, кто проголосовал за скоростные электрички (ныне существующие «Спутники») - 7,7%, и тех, кто назвал скоростной трамвай - 0,7%. И получится, что за современный рельсовый транспорт высказались более половины (55,3%) участников опроса. Они отметили такие его достоинства, как удобство, безопасность, скорость и, конечно, - отсутствие пробок, от которых страдают автомобили.
Тем не менее 13,3% считают, что самое надежное – это собственный автомобиль.
11,2% решили, что старая добрая обычная электричка лучше всех, по крайней мере потому, что она уже существует и худо-бедно работает.
Рейсовые автобусы выбрали 4,2%, маршрутки - 2,8%. Сторонники этих видов транспорта уверены, что в некоторых случаях они могут оказаться даже удобнее, например, когда подвозят прямо к вашему дому. С электричкой такой фокус, конечно, невозможен.
1,4% предложили другие варианты, в частности, респонденты вспомнили неуклюжую шутку бывшего губернатора Подмосковья, предложившего жителям обзаводиться вертолетами.
11,8% затруднились с ответом.
Итак, общее отношение к будущему подмосковному метро у людей положительное. Жалко только, что поздно начали, отметили некоторые участники опроса – давно надо было это делать, как во многих крупных городах мира. Тут уместно напомнить, что разговоры о подмосковном метро стали звучать чуть ли не с шестидесятых годов. Так что люди правы.
Эксперты: это мировой тренд
«Народное мнение» и впрямь справедливо – оно совпадает с мнением экспертов, которые, правда, добавляют в общий благодушный настрой своего профессионального перцу.
Действительно, считает Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», современное железнодорожное сообщение в мире развивается по пути сращивания системы пригородных железных дорог с городским метрополитеном.
В Европе есть много тому примеров. Например, центр Парижа с пригородами связывает сеть наземных скоростных поездов RER, сопряженных с привычным городским метрополитеном. Можно вспомнить Большой Лондон, Вену, Берлин.
«Создание похожей системы железнодорожного сообщения на территории Московского региона, бесспорно, облегчит жизнь миллионам жителей Подмосковья, работающим в Москве», – говорит Олег Репченко.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, в интервью журналу «Итоги» назвал развитие пригородного железнодорожного сообщения мировым трендом. Однако добавил, что помимо дополнительных путей нужны еще и дополнительные направления. «Нужны конфигурации хордового типа, потому что сплошь и рядом в Московской области — что на автомобиле, что на общественном транспорте — добраться до нужной точки, расположенной неподалеку от моего подмосковного города, можно только по схеме, напоминающей букву V. То есть условно мне нужно доехать до МКАД и развернуться обратно. Хордовых прямых связей практически нет», - резюмировал эксперт.
Олег Репченко обращает наше внимание также и на влияние, которое окажет данный проект (если, конечно, он воплотится в жизнь) на рынок недвижимости Московского региона. Жилье в развитых городах Подмосковья, которые получат современное сообщение со столицей, может оказаться дороже, чем в иных не самых привлекательных московских районах. (См. статью «Руководитель IRN.RU: метро может сделать недвижимость в Подмосковье дороже, чем в депрессивных районах Москвы»).
Что же, ко всему сказанному остается добавить только одно – «ждем-с». И от всей души пожелать авторам проекта успехов и попутных ветров в паруса. Идея подмосковного метро давно назрела и даже слегка перезрела.