Мало принять хороший закон о переселении из пятиэтажек
Надо, чтобы он еще и заработал на практике
Москвичи считают, что хрущевки сносить необходимо, они давно выработали свой ресурс, однако при переселении жителей надо соблюдать их права. Такое «народное мнение» по итогам традиционного социологического опроса www.mеtrinfo.ru выразили опрошенные «Журналом о недвижимости MetrInfo.Ru» люди. Тема затронула столичную программу сноса и переселения из пятиэтажек и соответствующие изменения в городском законодательстве.
«Городская программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения» начала работать еще в 1995 году. Под снос попадали самые старые пятиэтажки серий К-7, 1605-АМ, 1-МГ300, II-32, II-35 и их модификации. На сегодня, по данным столичного департамента жилищной политики и жилищного фонда, осталось расселить 340 домов.
Краткая история перемен в «пятиэтажном» законодательстве
До 2011 г. в Москве людей расселяли в соответствии с городскими законами - № 21 от 31 мая 2006 г. «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» и № 29 от 14 июня 2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Эти законы позволяли «переселенцам» переезжать в квартиры в своем же районе или соседнем, с тем же количеством комнат и не меньшей площади. При расчете размера нового жилья учитывалась социальная норма предоставления жилплощади - 18 квадратных метров на человека, на одиноко проживающего полагалось 33 кв. м общей площади, на семью из двух человек - 42 кв. м. Это касалось нанимателей жилья, то есть людей, которые жили в «муниципальных» квартирах на условиях договора социального найма. Собственники квартир в пятиэтажках (их было значительно меньше, люди в основном старались не приватизировать жилье, а дождаться сноса) получали равнозначное по площади жилье – с таким же количеством комнат и метражом не меньше, чем в старой квартире.
Кроме того, если среди переселенцев были городские очередники, – а таковых оказывалось немало: ведь квартирки-то в пятиэтажках маленькие, а семьи за 40-50 лет значительно разрослись, – то они имели право улучшить свои жилищные условия вне очереди. Нередко одна семья могла получить две-три новые квартиры.
Но в конце 2010 года московские власти решили, что слишком щедро раздавали квартиры, и внесли в законодательство о переселении суровые поправки. Эти поправки запретили городским очередникам улучшать жилищные условия вне очереди. Если очередь еще не подошла, то разрешалось получить лишь квартиру, равнозначную занимаемому жилому помещению по общей площади. То есть, если у семьи была однокомнатная квартира, значит, в «единичку» все бабушки-дедушки-дети-внуки (пусть их хоть 8 человек!), и отправятся. Если у них была комната в коммунальной квартире, значит, пусть едут в комнату. И ждут, когда подойдет их очередь.
Такой способ переселения был прозван народом «из клетки в клетку». В ответ на действия городской администрации в столице был создано движение «Московские переселенцы», которое начало активную борьбу за свои права. В результате новый порядок просуществовал немногим более двух лет. И власти решили выправить закон уже в другую, более гуманную сторону. «При переселении жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, квартиры будут предоставляться не по принципу равнозначности занимаемым квартирам, а из расчета 18 кв. м на человека — это норма предоставления для очередников, установленная законом, – заявил на заседании правительства Москвы представлявший законопроект Николай Федосеев, руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы. – Двойной переезд из квартиры в квартиру создает массу неудобств людям. Сегодня они вынуждены переезжать в новую квартиру при переселении, сохраняя свой статус очередников, а при подходе жилищной очереди через несколько лет снова переезжать, но уже в порядке улучшения жилищных условий».
Кроме того, новый закон запретил предоставлять переселенцам комнаты в коммуналках. Внесенные поправки, по подсчетам Федосеева, позволят улучшить жилищные условия при переселении почти 4000 семей очередников и еще 900 семьям, проживающим в коммунальных квартирах в сносимых пятиэтажках, – суммарно около 15 000 человек. (См. «Переселенцы из московских пятиэтажек получат по 18 кв. м на человека».)
Как уточняет Павел Кушаков, председатель оргкомитета общественного движения «Московские переселенцы», к которому журнал www.metrinfo.ru обратился за комментариями, теперь собственники-очередники, вставшие на учет до 1 марта 2005 г. (то есть до вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ), должны получать новое жилье по нормам 18 кв. м в собственность, собственники-очередники, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., получат жилье взамен изымаемой собственности по нормам 18 кв. м, но на условиях социального найма, и наниматели-очередники, вставшие на учет как до, так и после 1 марта 2005 года, имеют право на новое жилье по норме 18 метров по договору социального найма.
Эти изменения вступили в силу в конце июня. Отношение москвичей к возвращению к прежним нормам и выяснял журнал www.metrinfo.ru.
Думы народные
Главный вывод, который можно сделать по результатам социологического исследования, – ни однозначного одобрения, ни однозначного отрицания программа переселения из пятиэтажек у москвичей не вызывает.
Одобряют ее менее половины опрошенных – 40%, они уверены в том, что программа создавалась прежде всего в интересах жителей. Примерно столько же – 43% - затруднились с оценкой: люди не хотели о программе судить, поскольку не сталкивались с ней на практике, или говорили, что надо «смотреть по ситуации». Остальные 17% респондентов высказались резко против программы. Среди «непримиримых» было много людей, которым как раз приходилось съезжать из пятиэтажки или предстоит это сделать. Их в основном не устраивали те варианты квартир, которые им предлагались (метраж не тот, район не годится). Те, кто еще не переехал, вообще не желают двигаться с места.
Практически две трети участников опроса – 68% – слышали о том, что власти решили вернуться к старым правилам переселения. Не знают об этом 16%, и еще столько же не смогли припомнить, слышали ли они об этом или нет.
Всё те же две трети респондентов, даже чуть больше – 72% – оценивают возращение к прежним нормам переезда из пятиэтажек положительно. 7% считает, что это неправильно, и 21% затруднился с ответом.
Таким образом, можно предположить, что если городская власть действительно распрощается с принципом переселения «из клетки в клетку», то отношение к программе в обществе может измениться в лучшую сторону. Между прочим, когда этих правил не было и в помине, люди оценивали программу переселения, согласно опросу www.metrinfo.ru, очень даже положительно – 68% опрошенных заявляли, что программа помогает москвичам улучшать жилищные условия. А вот когда был введен тот самый злосчастный «клеточный» принцип, мнения людей по этому поводу разделились: 48% выступило против него, 43% – за, а остальные затруднились с оценкой.
Мнение эксперта
Одно дело – принять справедливый закон, другое – добиться, чтобы он заработал. «Новый закон № 28 г. Москвы от 29 мая 2013 г. работает меньше месяца после вступления в силу (30 июня), но система принятия решений на местах осталась прежней, – говорит Павел Кушаков. – Я не исключаю, что те единичные жалобы, которые есть сейчас, примут массовый характер».
Кроме того, чтобы права жителей Москвы – очередников и переселенцев – не нарушались, Павел Кушаков считает, что необходимо возродить жилищные комиссии, которые действовали со времен СССР и до 2011 г. Распределение социального жилья происходило именно через них. Сейчас все полномочия по переселению и предоставлению жилья переданы одному-единственному органу – департаменту жилищной политики и жилищного фонда Москвы.
«Судя по количеству обращений и жалоб на действия ДЖП, можно сказать, что процедура улучшения жилищных условий и переселения превратилась в «жилищный фронт» между чиновниками и москвичами», – отмечает эксперт. Особенно несправедливым правозащитник считает массовое сокращение очереди на жилье.
Между тем в городе скоро будет разрабатываться новый этап «сносной» программы, куда может попасть около 10% зданий столицы. «Во что это может все вылиться? – задается вопросом Павел Кушаков. – Основная часть очередников и переселенцев не могут себе позволить квалифицированную защиту своих прав и юридически беспомощны. В настоящее время на нашем сайте СНОС ИНФО обсуждается предложение о коллективном обращении в мэрию на предмет восстановления жилищных комиссий и организации бесплатных юрконсультаций независимыми организациями. На мой взгляд, это было бы естественным дополнением по защите и восстановлению жилищных прав москвичей после принятия майских поправок в законодательство Москвы».