Жить надо рядом со станцией метро
И по вечерам прогуливаться в парке
Будущие покупатели жилья при выборе подходящего им варианта прежде всего будут обращать внимание на то, чтобы до их дома было удобно добраться – и на метро, и на собственной машине. Кроме того, очень важно, чтобы недалеко находился парк или сквер и все было бы в порядке с магазинами, медицинскими учреждениями, школами и детскими садами.
Это главные ориентиры потребителей, которые выявил очередной социологический опрос, проведенный в Москве «Журналом о недвижимости MetrInfo.Ru». В ходе исследования не поднимались такие темы, как безопасность сделки, планировки, количество комнат и типы домов (монолит, кирпич, панель), оно было посвящено предпочтительному для людей расположению жилья в городе и окружающей инфраструктуре.
Участников опроса попросили перечислить критерии, по которым они будут выбирать квартиру. И сразу выяснилось: для них в первую очередь важно, чтобы до будущего дома можно было доехать без проблем. Позиции «близость к метро» и «транспортная доступность» назвали 39,9% респондентов. Это самая большая группа опрошенных, а следующая, выбравшая «экологию», меньше в два с лишним раза – 17,6 %. На третьем месте оказалась «цена» с результатом 13,5%. Параметр «инфраструктура» назвали 9,5% респондентов. Ну а такие показатели, как «близость к работе», «престижность района», «хорошие соседи», собрали от 4,1% до 6,3%. Остальные участники опроса дали ответы, которые выбивались из общей «классификации».
Хотя «инфраструктура» продемонстрировала весьма средний результат, на ней все же решено было остановиться поподробнее, и выяснить, какие объекты люди хотели бы видеть в районе своего проживания. 33,2% пожелали, чтобы рядом были «магазины и торговые центры», 30,9% указали на «медицинские учреждения», а 21% - на «школы и детские сады». Это были наиболее статистически значимые группы, которые и определили тройку «фаворитов».
«Спортивные центры» и «салоны красоты» хотели бы иметь в доступности 6,5%. Очень небольшое количество процентов, буквально на уровне погрешности – от 1,5% до 2,7% - набрали «кинотеатры», «развлекательные заведения» и «органы социальной защиты».
Затем людям предложили выбрать наиболее привлекательный для жизни округ Москвы. Бесспорного «чемпиона» опрос не выявил, а вот в аутсайдерах оказались самый дорогой округ – Центральный, набравший 7%, и самый дешевый, славящийся своей промышленной «специализацией» - Юго-Восточный, с результатом 3%. (См. «Рейтинги округов и районов г. Москвы в апреле 2013 года».) То есть ЦАО гражданам явно не по карману, а в ЮВАО и калачом (то есть дешевым жильем) не заманишь.
Результаты остальных административных округов оказались вполне сопоставимыми: Северный, Южный и Юго-Западный округа набрали по 13-14%, Северо-Западный, Восточный и Северо-Восточный – по 10-11%, Западный – 9%. Конечно, многие участники опроса называли в качестве «любимого» тот, в котором они живут. Впрочем, причину расположенности к тому или иному округу люди объясняли не только сердечной привязанностью: они отмечали большое количество парков, скверов, прогулочных и зеленых зон.
Никаких особенных открытий социологический опрос www.metrinfo.ru не принес. Картина в хорошем смысле банальна: люди назвали расхожие, понятные каждому разумному человеку критерии подбора жилья. То есть, по сути, они высказались за будущую нормальную жизнь – без транспортных стрессов, без проблем с садиками, школами, поликлиниками и магазинами. Для них важна прежде всего социальная (а не развлекательная) инфраструктура и желателен тенистый парк рядом.
Тем не менее об этих результатах стоит поразмышлять. Социологические опросы, как правило, показывают, что у людей «болит». И получается, что одна из самых болезненных городских проблем – транспортная, не зря же учитывать ее при выборе жилья в первую очередь намерены почти 40% опрошенных. И тут с ощущениями людей нельзя не согласиться: ситуация с транспортом и дорогами в Москве тяжелая, ее масштаб признан и властями тоже. Напомним, что Сергей Собянин, сменив на посту мэра столицы Юрия Лужкова, провозгласил развитие дорожной сети и строительство метро приоритетами для городской политики. (См. статьи «Первым делом транспорт и дороги. А квартиры? А жилье потом», «Транспорт и дороги – главный приоритет Москвы».)
Требования социальной инфраструктуры также не случайны – всем известно, что в городе дефицит детских садов, очень большие нагрузки на медучреждения. Тут, кстати, стоит вспомнить о том, что в ближайшем Подмосковье (которое давно «сроднилось» с Москвой), где идет активное строительство жилья, с инфраструктурой дела складываются еще драматичнее, чем в столице. Например, в Балашихе и.о. губернатора Андрей Воробьев вынужден был объявить мораторий на строительство многоэтажек, уволить главного архитектора города именно из-за дефицита социальной инфраструктуры («Балашиха: самые дешевые новостройки ближнего Подмосковья не обеспечены инфраструктурой»).
А буквально на прошлой неделе Воробьеву пришлось разбираться с районом новостроек «Новая Трехгорка» (Одинцовский район), где жители жаловались на проблемы с дорогами, дефицит детских садов и школ, недостаточное количество парковок («Застройщик, власти и жители Трехгорки спорят из-за новостройки»).
Экологическая тема тоже настойчиво звучала в ходе опроса. Для жителя крупного мегаполиса крайне важно, чтобы было, где подышать. И хотя Москва считается более-менее благополучным в этом отношении городом, жители столицы все равно беспокоятся. И опросы www.metrinfo.ru это их волнение периодически выявляют. Так, участники исследований, посвященных судьбе бывших грузовых железнодорожных дворов и места, где стояла гостиница «Россия», хотели бы видеть там парки и скверы, поскольку в городе их, по мнению респондентов, недостаточно (см. статьи «Горожанам не хватает парков, гаражей и жилья» и «Появление парка на месте гостиницы «Россия» сродни чуду»).
И еще одно соображение. Если бы участники опроса в реальности сегодня покупали квартиру, то, наверное, они больше ориентировались бы на цену жилья. Все-таки для массового покупателя – это определяющий фактор. Но поскольку разговор о покупке квартиры был теоретическим, цена отступила на задний план, а на передний выплыли главные проблемы города, которые не могут не волновать его жителей.