Реклама

Из всех коммунальных проблем рост тарифов – самая острая

Люди определили болевые точки сегодняшнего ЖКХ

Темой последнего социологического опроса, проведенного «Журналом о недвижимости MetrInfo.Ru», стал другой… опрос. По данным исследования ВЦИОМа, которое он провел в нынешнем январе, россияне больше всего — на фоне остальных личных и государственных трудностей — обеспокоены проблемами в жилищно-коммунальном секторе.

Журнал www.metrinfo.ru решил пристальнее взглянуть на этот аспект всероссийского исследования и узнать, разделяют ли москвичи общую обеспокоенность, и если да, то выделить конкретные проблемы в сфере ЖКХ, которые субъективно характеризуются как наиболее острые. Также важно было понять степень готовности москвичей принимать непосредственное участие в управлении и жизни своего дома.

Полученные результаты показали, что Москва — это тоже Россия: 75% опрошенных москвичей разделяют мнение своих соотечественников о том, какая проблема в стране самая острая. Участникам опроса было предложено назвать самые болевые ее составляющие. Выяснилось, что 40% респондентов считают рост тарифов необоснованным и потому цены на услуги непомерно высокими. Низкое качество самих услуг отмечают 12% опрошенных. Еще по 15% респондентов указали как острые проблемы капитального ремонта (вернее, его отсутствия) и уборки придомовых территорий. 6% выделяет износ основных фондов среди всех проблем ЖКХ и другие 6% считают, что все вышеперечисленное в равной степени ужасно. Самая маленькая группа — 2% - во всем винит воровство, и 4% затруднились с ответом.

Вопрос о готовности принимать участие в управлении домом разделил респондентов почти поровну — на тех, кто готов (48%), и тех, кто не готов (52%). Последние ссылаются на нехватку времени, сил и способностей и считают, что для управления есть профессионалы. Впрочем, если половина жильцов сегодня готова принять участие в управлении домом — это уже очень неплохой показатель, который, возможно, свидетельствует о том, что народ, славящийся «коммунальной пассивностью», начал просыпаться.

Немного из истории вопроса. Указ первого президента России Бориса Ельцина «О реформе ЖКХ» вышел в 1997 году. Указ преследовал цель планомерного повышения в оплате жилья доли населения с 35%, актуальных на тот год, до необходимых 100%. Отрасль до сих пор не перешла на стопроцентную оплату услуг населением. По разным оценкам, нынешние тарифы позволяют покрыть до 60−80% стоимости оказываемых услуг, а это уже воспринимается людьми крайне негативно, и дальнейшее повышение цен приведет лишь к росту социальной напряженности («Москвичи не будут оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ»).

В конце девяностых — начале двухтысячных граждан начали убеждать становиться собственниками жилья и брать управление жилым фондом в свои крепкие руки: организовывать товарищества, выбирать и контролировать управляющие компании. Произносились речи о конкуренции, которая вот-вот должна была прийти в «коммуналку», об экономии ресурсов с помощью приборов учета. За время «реформации» была выпущена уйма программ, подпрограмм, постановлений самого разного уровня. Результаты этих титанических усилий — мизерные.

Сегодня проблемы ЖКХ переходят в политическую плоскость. И не только потому, что они являются спекулятивным инструментом в периоды обострения политической борьбы, но и потому, что проблема реформирования ЖКХ, «перезревшая», по выражению президента Р Ф Владимира Путина, еще в 2001 году, уже не оставляет времени на раздумья.

Многое из того, что задумывалось реформаторами в девяностые, оказалось невыполнимо. Тарифы растут постоянно, иногда неумеренно, и практически каждый год руководство страны этим возмущается («Путин велел ограничить рост платежей за „коммуналку“ 6% в год»).

Причины называются разные, в том числе рост издержек из-за высокой степени изношенности коммунальной инфраструктуры, когда, например, потери тепла или воды на пути от снабженческой компании до потребителя перекладываются на последнего. А масштабы износа коммунальной инфраструктуры заставляют схватиться за голову. В одном из самых благополучных регионов России — в Подмосковье — они составляют 80% («Коммунальные сети Подмосковья изношены на 80%»).

Еще одна весомая причина ­- растущая стоимость товаров и услуг смежных отраслей. Буквально, если растут цены на мазут и газ, значит, растет цена на отопление жилых помещений. А цену на газ устанавливает монополия — конкуренции поставщиков нет.

Третья причина — недосформированный в России институт собственности. По экспертным оценкам, в стране на данный момент приватизировано около 80% жилищного фонда, но хозяева квартир так и не сформировали класс ответственных собственников, на равных ведущих диалог с коммунальщиками. И, наконец, само половинчатое положение жилищно-коммунального хозяйства во многом объясняет неудачу реформы — оно не принадлежит ни бизнесу, ни государству, а застряло меж двух миров.

Но назад — к плановому хозяйству и государственному обеспечению — пути нет. Пойти вперед тараном и довести долю населения в платежах за услуги до 100% при нынешнем состоянии коммунальной инфраструктуры — бесчеловечно, да и чревато народным негодованием. Между тем, по подсчетам Минрегиона, доведение системы ЖКХ до нормативного состояния стоит около 6 трлн руб. Для сравнения — доходы российского бюджета в 2013 году должны составить 12,9 трлн рублей, а расходы — 13,4 трлн рублей. То есть на модернизацию ЖКХ нужно полбюджета страны. И, видимо, деньги придется искать, деваться-то некуда.

Данный материал является аналитическим и носит справочно-информационный характер.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
1 815
Спецпредложения декабря
Наш научный партнер:
Полевая физика или как устроен Мир? – официальный сайт