На высвобождающихся промышленных территориях Москвы лучше всего разбивать парки, возводить гаражи, паркинги и новые жилые дома. Такое пожелание высказали москвичи в ходе социологического опроса, проведенного «Журналом о недвижимости MetrInfo.Ru».
На этот раз темой для исследования стала судьба грузовых дворов железной дороги. На первый взгляд, довольно специфическая (мало кто из обычных горожан знает, что такое грузовой двор). С другой стороны, если поближе присмотреться, она касается многих жителей города. Ведь на месте грузовых дворов могут появиться полезные для Москвы и ее жителей сооружения и объекты.
Грузовые дворы железной дороги – это специально оборудованные территории, где размещаются склады, контейнерные площадки, площадки для переработки грузов, весы, сортировочные платформы. Существование обширных железнодорожных «промзон» неподалеку от центра города было оправдано – Москва долгие годы считалась крупным промышленным центром, и в советские времена никого не смущало, что по «драгоценной» московской земле раскатывают товарные поезда, и огромные площади занимают склады и контейнеры. Теперь иные времена. Заводы и фабрики – основные пользователи грузовых дворов – покидают город, отправляются на окраины. Соответственно, этим территориям можно найти более «человеческое» применение.
К осени 2011 г. было подсчитано, что на землях трех дворов Москва-Товарная-Рижская, Москва-Товарная-Ярославская и Москва-Товарная-Курская можно разместить 500 000 кв. м недвижимости (см. «Мавлютов: вместо грузовых дворов РЖД можно построить до 500 тыс. кв. м недвижимости»). В начале 2012 г. заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин анонсировал строительство технопарка с жильем и объектами социально-бытовой инфраструктуры в районе Ярославского шоссе (в Свиблово). («На северо-востоке Москвы появится технопарк») Весной 2012 г. компания «Российские железные дороги» объявила, что застройкой всех трех дворов займется ее «дочка» «Желдорипотека».
Впрочем, планы эти не окончательные. Есть предложение устроить парки, и исходит оно от департамента транспорта столицы. (Подробнее в статье «Грузовые дворы в Москве превратятся в парки».)
Так что у профессионалов пока нет единого взгляда на проблему – чем застроить (засадить) освободившиеся территории. Ну а что было бы по душе жителям столицы – об этом расспрашивал участников социологического исследования журнал www.metrinfo.ru.
Прежде всего стоит отметить значительное число затруднившихся с ответом – 30%, – которое можно объяснить специфичностью темы опроса.
Еще треть опрошенных распределилась по трем наиболее многочисленным группам, где выделились лидеры «рейтинга»: парки (их на месте грузовых дворов хотели бы видеть 13% опрошенных); гаражи (10%); жилье (8%). Мотивы у респондентов, назвавших перечисленные объекты, похожи – зелени, гаражей, жилых квадратных метров в столице не хватает: «в Москве мало зелени, парков нет», «машины ставить некуда»; «жилья мало, дома стареют»; «кажется, и не строят ничего из жилья».
Далее участники опроса распределились по более мелким группам: 7% считают, что решать судьбу грузовых дворов должно государство, мол, «там» лучше знают, что и как; 6% предложили возвести торгово-развлекательные центры и гипермаркеты (для жилья экология в этих местах нехороша, а для торговли – ничего, сойдет). Еще 5% заявили, что вместо грузовых дворов можно строить общественные здания, спортивные сооружения, технопарки («что угодно, лишь бы это доставляло меньше шума»). Точно такая же (5%) группа предложила подумать, не соорудить ли на этих территориях транспортные развязки или пересадочные узлы.
Наконец еще три группы, собравшие по 4% участников, говорили о нехватке детских садов, о рекультивации этих земель, которые, по их мнению, пока не нужно застраивать, и, наконец, о том, чтобы оставить эти участки производствам, так как ни для чего другого они уже не годятся.
Анализируя итоги опроса, стоит обратить внимание прежде всего на тройку лидеров (парки, гаражи, жилье), которая выглядит весьма красноречиво. Говоря о дефиците этих объектов, москвичи верно указывают на острые проблемы города, а их ощущения «на своей шкуре» подтверждаются официальными статистическими данными и выводами аналитиков.
Начнем с парков. Вроде бы в Москве с зеленью не так все трагично. По данным столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, в столице 116 парков, 118 особо охраняемых территорий, 64 памятника дворцово-парковой архитектуры. Однако в правительственной программе «Охрана окружающей среды на 2012-2016 годы» намечены масштабные планы – расширить территории особо охраняемых природных зон еще на 4500 га плюс еще на 800 га намечено увеличить «объекты озеленения и рекреации». То есть власти понимают: чем больше природы в городе, тем лучше.
Не секрет, что потери деревьев и кустарников всегда связаны с новым строительством, будь то жилищным, будь то дорожным – любым. По закону строители обязаны компенсировать утраты, однако пока «компенсационные» деревья приживутся, пройдет время. Если вместо векового дуба сажается пусть и 10-летнее дерево, разница заметна. И не видеть этого москвичи не могут.
Еще одно соображение: парки и скверы распределены по городу неравномерно – особенно остро зелени не хватает в центре. Если жители запада, юго-запада, в принципе, могут особенно не жаловаться – там есть прекрасные парки и лесопарки, то в центре города не разгуляешься, разве что по бульварам. Так что заявление группы участников опроса о нехватке парков и зеленых зон можно считать в целом оправданным.
Относительно дефицита гаражей и парковок, отмеченного участниками опроса, – тут даже долго рассуждать не надо. В декабре прошлого года, как сообщал портал «Строительный мир», заммэра Марат Хуснуллин заявил, что по мировым стандартам столице не хватает 2 млн машино-мест. Чиновник сравнил Москву с Сеулом: в столице Южной Кореи официально зарегистрировано 3 млн автомобилей, и примерно 500 000 машин дополнительно приезжает каждый день. Стоит обратить внимание: в Сеуле 5 млн официальных парковочных мест. В Москве насчитывается уже более 4 млн автомобилей, а парковочных мест – в два раза меньше. Так сказать, «ноу комментс».
Наконец, третья позиция, обозначенная москвичами, – дефицит жилья. И тут тоже спорить не о чем – он существует, особенно это касается жилья экономкласса, и, к сожалению, никуда не денется. В Москве строится ограниченное количество жилых домов, на это обстоятельство аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» постоянно обращает внимание, и оно же является одной из причин высоких цен на недвижимость. Последние годы объемы коммерческого жилья в Москве составляют с небольшими колебаниями около 2 млн кв. м. И по всей видимости, значительно они не увеличатся, хотя в последнее время власти стараются вести более мягкую градостроительную политику, размораживая приостановленные контракты.
Ситуация складывается таким образом, что объекты экономкласса практически покинули старую Москву, отмечают в www.irn.ru. Московские девелоперы не заинтересованы в строительстве экономичного жилья – зачем, если у них купят и дорогое, ведь спрос в Первопрестольной не уменьшается. А бывшие производственные зоны, которые частично пускаются «под жилье», погоды не сделают – на этих территориях, как правило, появляются объекты бизнес-класса, так как, прежде чем отстроиться, девелоперу приходится изрядно потратиться. А затраты, соответственно, нужно отбить.
Получается, что строительство недорогого жилья в Москве не выгодно ни девелоперам, ни властям города. «Хотя бы потому, что высокие цены на недвижимость – один из немногих факторов, сдерживающих рост числа желающих покорить столицу, и без того страдающую от перенаселения, – резюмирует Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU». – Таким образом, единственным ресурсом для строительства жилья экономкласса является Новая Москва, где земля относительно дешева, а власти обещают помочь с инфраструктурой». (Подробнее в статье «Руководитель IRN.RU: новостроек экономкласса в старой Москве очень мало и больше уже не будет».)