Чиновники должны отвечать за происходящее на вверенных землях
Риски покупки квартир на дачных участках несет только покупатель. А жаль – замруководителя IRN.RU
Покупатель квартиры в многоквартирном доме, возведенном на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), дачных, садовых товариществ и т.д., конечно, может рассчитывать на помощь со стороны государства. Когда дом будет признан подлежащим сносу. Но на помощь только со стороны правоохранительных органов, которые будут разыскивать мошенников, построивших здание на основании документов, законно выданных исполнительной властью… Но незаконно.
«Такой покупатель даже не будет признан «обманутым дольщиком», за судьбу которых муниципальные, а иногда и федеральные власти порой берут на себя ответственность (или ее часть), предоставляя им квартиры в других домах, – заявил заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Сергей Жарков 26 ноября в интервью РБК-ТВ.
Как происходит схема действий в подобных случаях? Если не вдаваться в тонкости, на дачном или садовом участке можно построить дом не выше двух (иногда трех) этажей площадью до 1500 кв. м. Если купить одновременно несколько участков, площади по документам можно попытаться суммировать. И на самом деле дом оказывается многоквартирным (от четырех до 32 квартир), много большей площади и этажности. А у чиновника, выдававшего разрешение на строительство, – перед глазами только документы на «садовый домик». То есть чиновники, «в кормление» которым отдан тот или иной район, на самом деле не представляют, что же реально происходит на вверенных им землях. Оговоримся: «в кормление» – означает «в управление», от слова «кормчий», а не то, о чем обычно думают.
Эксперт указал, что в случаях постройки многоквартирных домов на землях садовых товариществ или ИЖС весь риск ложится на плечи самих покупателей. В подобных проектах цена часто примерно на треть ниже среднерыночной. Это, конечно, привлекает клиентов. Но именно это и должно насторожить потенциального приобретателя. «Изучать документы при покупке жилья нужно не просто внимательно. Нужны обязательно консультации юриста, и не общего профиля, а специалиста по земельно-имущественным отношениям и владеющего опытом судебной практики в этой области», – говорит Жарков.
Летом власти Подмосковья начали ревизию строительных проектов в Московской области. По распоряжению тогдашнего губернатора Сергея Шойгу первые результаты в виде черных списков застройщиков, которые не сдали объекты в срок (многие из них уже признаны банкротами), и «предварительного реестра индивидуальных жилых домов с признаками многоквартирности, расположенных на территории муниципальных образований Московской области», опубликованы на сайте Комитета правительства по долевому строительству и ветхому жилью. Данные должны обновляться ежемесячно. По состоянию на 1 октября, в них были занесены 30 «проблемных» фирм и 363 адреса (с тех пор списки не обновлялись).
Именно поэтому столичные власти так встревожены ситуацией на присоединенных территориях. «Все обязательства города, которые распространяются на Москву, также распространяются и на новые территории – это и обманутые вкладчики, это и работа с банкротами, которые на сегодняшний день заявили о своем банкротстве и не желают достраивать либо построили свои объекты, а социальную часть не строят, – каждый внимательно рассматривается», – сказал начальник управления инвестиционных торгов и развития конкуренции департамента по конкурентной политике Москвы Василий Калинкин в четверг на роуд-шоу перед проведением инвестиционных торгов 13 декабря. Существующие инвестиционные контракты по новым территориям находятся на контроле ГЗК, подчеркнул он (см. статью «Развитие рынка недвижимости в Большой Москве требует времени и искусства»).
Как указал Сергей Жарков, у людей, которых привлекает необычно низкая цена, вполне вероятно, нет денег, чтобы приглашать адвоката изучить каждый новый документ в отдельности и обеспечить его присутствие на всех этапах переговоров. Многие из тех, кто купил квартиры в домах, подпадающих под снос, остаются не только на улице с детьми на руках, но и с невыплаченными долгами. (Правда, интересно: обычно на такие квартиры кредиты берут потребительские, а не ипотечные – документов нужно меньше, соответственно, проверять банку нужно меньше информации, да и сам предмет залога в договоре отсутствует. То есть покупатель просто остается с невыплаченным кредитом: снесенную квартиру банку отдать вместо денег не получится.)
Но посмотреть в интернете «информационный фон» и проверить отсутствие адреса и названия продавца в черных списках властей любой человек может. За недолгое время пребывания на посту губернатора Московской области Сергей Шойгу сделал то, чего не удавалось никому из его предшественников и коллег: обеспечил хоть какую-то прозрачность деятельности застройщиков. Смогут ли его последователи поддерживать такую политику долго – покажет время.
Хотя, по мнению Жаркова, чиновники, выдающие разрешения на строительство на земельных участках, не предназначенных для возведения многоквартирных домов, должны, во-первых, отслеживать ситуацию со строительством постоянно и на стройплощадке, а не только опираться на документы; во-вторых, в случае нарушений (изменение проекта, повышение этажности, попытка подключения дополнительных энергетических, канализационных и иных мощностей) иметь право приостановить работы; а в-третьих, имея такие полномочия, нести солидарную ответственность с застройщиками за их действия.