Потребитель предпочел машино-место денежной скидке
Дефицит парковочных мест сказался на вкусах возможного покупателя
Самый полезный бонус от застройщиков, с помощью которого компании стараются привлечь покупателей к продающимся жилым комплексам, – это бесплатное машино-место. Такой выбор сделали москвичи – участники социологического опроса, проведенного «Журналом о недвижимости MetrInfo.Ru». На втором месте по популярности у граждан оказалась обычная скидка от стоимости жилья.
Москвичам, согласившимся принять участие в исследовании, был зачитан перечень акций, к которым обычно прибегают продавцы новостроек, заинтересованные в успешных продажах. Диапазон бонусов был довольно широк – от упомянутой скидки до клубных карт салонов красоты, фитнес-центров и т.д. Респондентам предложили выбрать самый, на их взгляд, полезный для новосела.
Результаты ответа на этот вопрос продемонстрировали, что москвичи - люди на редкость практичные и деловые. Некоторые предложения, с их точки зрения, бессмысленные, они отмели сразу. Вместе с клубными картами участники опроса отвергли такие предложения, как «газонокосилки, снегоочистители, барбекю в подарок» и «скидка на покупку мебели и предметы интерьера».
Первое место в «рейтинге» акций от застройщиков занял бонус «машино-место в подарок» - его выбрали 27,6% опрошенных. Объясняя свой выбор, люди говорили о том, что места в паркингах стоят дорого, многим не по карману, но и во дворах ставить машины невозможно - все забито, из-за чего возникают постоянные конфликты с соседями. Поэтому лучшим бонусом для них было бы место в организованном паркинге.
Второе место заняла скидка от стоимости квартиры. Ее назвала вторая по численности группа респондентов - 22,4%. Для этих людей самый важный критерий – стоимость жилья, и если есть возможность купить подешевле, они ею непременно воспользуются. «Все остальное мы достанем сами, нам не нужны бесполезные подарки», - комментировали люди.
Эти две группы респондентов, сопоставимые по числу участников, вырвались вперед с большим отрывом: прочие группы оказались гораздо меньше.
Третье место заняла позиция «все акции хороши, потому что экономят деньги», ее выбрали 7% опрошенных.
Четвертое место досталось бонусу «путевка за границу за счет застройщика». На него указали 6,8% участников, в основном это любители путешествий, которые стараются ездить по миру, не тратя на свое хобби слишком много денег.
На пятом месте с результатом 5,2% утвердилась акция «услуги дизайнера». Остановившиеся на этом сервисе потенциальные покупатели большое значение придают обстановке, планировке, цветовой гамме и считают, что этими вещами должны заниматься исключительно профессионалы своего дела, а не дилетанты.
Шестым по счету оказался тезис, который выдвинули 1,7% респондентов: «скидки и бонусы не важны». Они полагают, что существенно лишь качество приобретаемой квартиры, ее потребительские характеристики.
И последнее седьмое место занял бонус «товары для ремонта», его выбрали 0,9% опрошенных, заявив, что в хозяйстве эти вещи могут вполне сгодиться.
Результаты опроса оказались несколько неожиданными. Как показывает практика продаж, все-таки обычная скидка от стоимости квартиры – это самый популярный бонус у потребителя, он несравним ни с чем другим, так как действительно предоставляет покупателю шанс приобрести квартиру по более низкой, «льготной» цене. Существуют целые группы опытных покупателей, которые специально дожидаются «скидочных» кампаний. Однако опрос www.metrinfo.ru на первое место вывел другую акцию.
Пусть с небольшим отрывом всего в 5%, но «бесплатное машино-место» все же опередило «скидку». А это лишний раз свидетельствует об остроте проблемы с дефицитом парковок, машино-мест и гаражей. Цены, по которым застройщики предлагают купить у них «дом для авто», впечатляют: по данным аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», машино-места стоят 600 000 - 2 млн руб.; боксы в подземных паркингах – около 1-2 млн руб. Откуда же, задаются вопросом эксперты www.irn.ru, покупателю квартиры экономкласса стоимостью 8-12 млн руб., выложившемуся на этой покупке до копеечки, взять еще миллион рублей на гараж? Особенно эта проблема характерна для отдаленных районов, где покупатель исключительно тщательно считает деньги. Вот и получается, что паркинг в новостройке не распродан, а во дворе – не протолкнуться от машин. (Подробнее – в статье «Недвижимость в Москве ценна, если до нее можно добраться».)
Когда поближе познакомишься с ценами на машино-места, то довольно быстро уясняешь, почему застройщики не часто дарят их покупателям – они слишком дорогие, отдать машиноместо бесплатно равносильно миллионной скидке. Такие скидки просто так не дают. Однако было время, когда подобные подарки были довольно популярными: в памятном 2009-м году продавцы недвижимости всеми правдами и неправдами старались распродать квадратные метры. Тогда и квартиры целые дарили, не то, что машино-места. А сегодня их предлагают покупателям не бесплатно, но с хорошей уступкой в цене. Например, компания «НДВ-Недвижимость» проводит акцию «Дешевле только даром», продавая машино-места в микрорайоне «Царицыно» по цене от 400 000 руб.
Весьма вероятно, что продавцам новостроек в Подмосковье придется на эту тему задуматься посерьезнее. Как отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», первичный рынок области основательно насыщен, и квартиры в новых объектах уже приходится продавать заметно дешевле, чем в проектах, вышедших на рынок раньше. (См. статью «Руководитель IRN.RU: избыток новостроек в Подмосковье будет тянуть цены вниз».)
В борьбе за покупателя все акции будут хороши. Так почему же в этой ситуации не предложить людям недорогое парковочное место, ведь у многих застройщиков нереализованные гаражи годами висят на балансе и требуют расходов на содержание. Есть повод для размышления и у застройщиков тех комплексов, где паркинги не строят вообще (что нередко для Московской области). Машин становится все больше, дворы не резиновые, и даже подмосковные просторы от проблемы не спасут. Гаражи людям нужны, и потребность эта будет только расти.