Руководитель IRN.RU: налог на роскошь будет чисто символическим
Олигархи за вечер в ресторане проедают больше, чем им придется платить за квартиру в год
Предложенные Минфином ставки налога на недвижимость слишком малы, чтобы оказать сколько-нибудь существенное влияние на динамику цен или способствовать сдуванию пузыря на рынке жилья. Однако сам факт перехода на рыночный налог на недвижимость нельзя не приветствовать, отмечает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.
Напомним, на днях правительство одобрило предложение Минфина о введении прогрессивной ставки налога на дорогую недвижимость, к которой отнесены объекты дороже 100 млн руб. С недвижимости дешевле названной суммы будут брать 0,05% от рыночной стоимости в год, от 100 млн до 300 млн руб. – 0,1% в год, свыше 300 млн – 0,3%. Минфин рассчитывает, что эти ставки начнут действовать с 2014 г., пишет газета «Ведомости» со ссылкой на замминистра финансов Сергея Шаталова.
За рубежом ставки налога на недвижимость на порядок выше тех, что планируется ввести у нас, и составляют 1-2% от стоимости жилья – причем не элитного, а самого обычного, подчеркнул эксперт. Величина ставок взята отнюдь не с потолка: поступлений от налога, являющегося основным источником дохода муниципалитетов, должно хватать на содержание инфраструктуры на достойном уровне. Кроме того, в мире налог на недвижимость играет роль барьера, препятствующего образованию пузырей на рынке. Высокая стоимость содержания жилья сдерживает инвестиционный спрос: квартиры и дома просто не выгодно покупать впрок, в надежде когда-нибудь с прибылью перепродать. (См. «Рыночный налог на недвижимость сделает жилье доступным».)
Однако заявленного отечественным Минфином уровня ставок явно недостаточно для выполнения этих функций. В абсолютном выражении сборы от рыночного налога не сильно превысят доходы от существующего налога на имущество, рассчитываемого, исходя из оценок Бюро технической инвентаризации: среднестатистическая двух-трехкомнатная квартира в Москве будет приносить в казну около $100 в год. Стоимость жилья по версии БТИ, конечно, сильно занижена относительно реальных рыночных цен, но и ставки самого налога выше – от 0,1% до 2%.
Нежелание правительства резко увеличивать налоговое бремя для рядовых граждан, не страдающих от избытка наличности, абсолютно понятно и правильно с политической точки зрения. Однако и к небедным владельцам роскошных апартаментов государство относится более чем гуманно: «прогрессивная» ставка для дорогого жилья лишь в два раза больше, чем для обычного. В результате налог с огромной квартиры или дома стоимостью в $3 млн составит лишь $3000 в год - иной олигарх на ужин в ресторане тратит больше.
«Введение рыночного налога на недвижимость в таком виде практически никак не скажется на российском рынке жилья – ни в плане цен, ни в плане сдувания пузыря. Чтобы налог начал оказывать влияние на рынок, ставка должна составлять 1-2% от рыночной стоимости недвижимости», - подчеркнул руководитель www.irn.ru.
Впрочем, не исключено, что анонсированные ставки – лишь пробный шар и через несколько лет они будут скорректированы в сторону увеличения, особенно для дорогого жилья, полагает Олег Репченко.
«Сложно идти на революционные шаги, и в принципе правильно начинать налоговую реформу с небольших цифр, которые никого не испугают. А впоследствии, когда граждане привыкнут к тому, что налог на недвижимость привязан к рыночным ценам, продолжить настраивать ставки», - резюмировал эксперт.