Проект «Новая Москва» власти затевают для себя
Москвичи не уверены в полезности этой затеи
Проект расширения Москвы за счет присоединения территорий южного Подмосковья выгоден прежде всего чиновникам. Выгоден он в любом виде — и воплощаемый в жизнь (тут можно немало заработать на строительстве жилья, коммерческой недвижимости, дорог и инфраструктуры), и существующий лишь в виртуальном пространстве (пиар-ход накануне выборов). Раскручивая этот проект, чиновники будут стараться «для себя», а самой Москве и москвичам реальную пользу он вряд ли принесет. Таково очередное «народное мнение», сформулированное по итогам социологического опроса, еженедельно проводимого журналом www.metrinfo.ru.
Напомним, что столице должно быть передано около 144 000 га в южном Подмосковье. Границы новых территорий обозначены Варшавским, Киевским шоссе и Большим кольцом Московской железной дороги, с которым эти трассы пересекаются в 40−45 км от МКАД. Сама столица занимает сейчас 107 000 га, значит, после объединения станет почти в два с половиной раза больше. То есть практически под боком у Москвы «старой» появляется еще одна Москва — «новая». В нее-то и должны со временем переселиться московские и федеральные чиновники по инициативе президента. К столице, видимо, присоединят также сравнительно небольшой участок — Рублево-Архангельское, там планируется разместить финансовый центр. Неподалеку, в Сколково, обоснуются молодые гении.
Понятно, что грандиозное строительство будет сопровождаться масштабной дорожной реконструкцией и развитием всевозможной инфраструктуры. Однако пока в состав столицы не собираются включать города на границе Москвы и области — Подольск, Апрелевку, Климовск и Щербинку. Частью столицы станут наукоград Троицк и поселок Ватутинки, Ленинский район, где находится поселок Московский (там идет большая стройка).
Освоение присоединенных территорий наверняка займет десятки лет, только проектные работы потребуют минимум года полтора. Сами официальные лица говорят о двадцати годах как о более или менее реальном сроке для поднятия «подмосковной» целины.
Конечно, этот проект вызывает очень много вопросов, но самые главные — реален ли он в принципе, принесет ли он пользу и кто от него выиграет. Мнение народа по этим вопросам и выяснял в ходе социологического опроса журнал www.metrinfo.ru.
Начнем с того, что не все москвичи знают о том, что Москву предлагается расширить. Впрочем, в курсе этого большинство — 79,2% москвичей, принимавших участие в исследовании.
Людей попросили подумать, для чего этот проект замышляется, и вот какие версии они предложили. Чаще других встречался ответ: «чтобы разгрузить Москву». Респонденты также предположили, что большое внимание будет уделяться развитию туризма и усилению культурно-просветительских функций города, особенно — исторического центра. Следующая версия — нужно экономически развивать Подмосковье. Люди отмечали и необходимость нового жилищного строительства (в Москве строить уже негде, а в области есть свободные земли). На этом проекте бизнес и власти могут неплохо заработать разными способами, отмечали участники опроса. Наконец, некоторые респонденты заподозрили, что готовится почва для выселения из столицы коренных москвичей.
Отвечая на вопрос, поможет ли такой проект решить проблему автомобильных пробок в «старой» Москве, 52,5% опрошенных дали отрицательный ответ, 26,5% - положительный, а затруднился с ответом 21%.
Примерно такие же результаты были получены и при ответе на следующий вопрос — станет ли меньше в Москве людей после объединения с Подмосковьем. Отрицательно ответили 55,3%, положительно — 25,7%, затруднились 19%.
Те, кто не согласен с тем, что Москва освободится от пробок и людей, пояснили свое мнение. Люди считают, что автомобилей от объединения Москвы с частью области, меньше не станет, ведь число машин растет постоянно. Кроме того, респонденты не верят в то, что москвичи добровольно поедут работать в Подмосковье. А если и согласятся, то начнут ездить из столицы в область на работу, и пробок тогда не избежать. Еще версия — в Подмосковье будут работать приезжие, а жители столицы со своими машинами останутся на месте. В результате Москва станет просто больше, и ее население только вырастет, значит и проблемы не исчезнут. Да и в центр города все равно будут приезжать люди — пусть не на работу, так с другими целями. Поэтому надо прежде всего строить хорошие дороги.
Задавая последний вопрос, www.metrinfo.ru выяснял, верят ли москвичи в то, что такой грандиозный проект будет реализован в течение двух десятков лет.
Выяснилось, что не верят в это 41,6%. Их аргументы: у властей семь пятниц на неделе, много задумок, а с реализацией все гораздо хуже. Нет последовательности c воплощением в жизнь даже более скромных программ (например, программы сноса пятиэтажек). Люди также предположили, что проект расширения Москвы — это просто пиар-ход приближенных к власти политтехнологов накануне выборов. Среди опрошенных были люди, которые не верят ни в какие российские проекты, вплоть до Олимпиады-2014, и частично объяснили почему: потому что все разворовывается.
Но среди участников этой группы были и те, кто в принципе допускает, что проект вполне реальный, но управиться с ним за 20 лет невозможно.
Верят в то, что проект получится, 28,7% опрошенных. В этой группе отмечали, что срок 20 лет в принципе достаточный, но Москва «расширится» при двух условиях — если это будет выгодно властям, и если под это дело будет выделено достаточно средств.
Иное мнение высказали 5,9% респондентов, а 23,8% затруднившихся с ответом отметили, что два десятка лет — срок очень большой, все может за это время перемениться, поэтому прогнозы бессмысленны.
Как видим, народ не в восторге от нового проекта, но и в штыки его не воспринимает. Скорее сомневается и придерживается сдержанной позиции «поживем — увидим». Примерно половина опрошенных скептически относится к затее властей, треть — более или менее лояльно, и допускает, что замысел будет доведен до конца. А пятая часть участников все-таки согласна с тем, что от проекта будет какой-никакой толк.
Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» практически с самого начала очень внимательно следит за развитием событий вокруг планов по расширению Москвы. Общий настрой, который выявил опрос — больше вопросов, чем ответов — вполне объясним и понятен. А некоторые суждения, высказанные участниками опроса www.metrinfo.ru, вполне разумны. Действительно, по мнению экспертов www.irn.ru, освоение земель южного Подмосковья будет сопряжено с огромными экономическими, административными и техническими трудностями, масштаб которых даже представить себе трудно. Двадцатилетний срок реализации этого проекта тоже представляется чересчур оптимистичным, наверняка потребуется больше времени. Правы люди, и когда говорят о строительстве новых дорог, о развитии общественного транспорта — без этого проект просто не может состояться. Наконец, нельзя не согласиться с тем, что очень многие постараются заработать на новом проекте, и даже не на самом проекте, а на создающемся вокруг эмоциональном фоне: продавцы жилья в районах, которые могут войти в состав «Новой Москвы», наверняка попытаются вздернуть цены на квадратные метры, грубо говоря «спекульнуть». Но этот взлет будет кратковременным.
Подробнее на тему расширения Москвы можно прочитать в статьях:
- «Москва оказалась резиновой»;
- «Чиновников — за МКАД. А финансисты не поедут»;
- «Комфорт — начальникам, метро — рядовым чиновникам»;
- «Прирост территории Москвы не сразу приведет к росту цен»;
- «Реконструкция южных трасс Москвы повысит цены на жилье в области»;
- «Главный редактор IRN.RU: транспорт — основа интеграции «Большой Москвы»;
- «Карта новых территорий Москвы: взгляд из космоса».