Руководитель IRN.RU на круглом столе Contact Real Estate: квазиэлита может подешеветь на 10-15%
В 2011 году рынок недвижимости Москвы, возможно, ожидает стагнация из-за сокращения платежеспособного спроса - разрыв между уровнем доходов населения и ценами на рынке вновь увеличивается, заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко на круглом столе «Рынок элитного жилья Москвы. Итоги года. Какой ценой?», организованном компанией Contact Real Estate.
Contact Real Estate собрала в отеле Ritz Carlton, где проходило это ежегодное мероприятие, почти 50 участников рынка недвижимости, среди которых были руководители таких ведущих девелоперских компаний, как «ГУТА-Девелопмент», корпорация «Баркли», «Форум пропертиз», «Итальянский квартал», «Хорус Кэпитал», «Садовые кварталы», «Реставрация-Н», группа компаний «Стейт Девелопмент».
Кроме того, в работе круглого стола приняли участие архитектор Сергей Скуратов, соруководитель корпоративного бизнеса Альфа-банка Максим Першин, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко, а также представители строительных компаний, редакторы и журналисты ведущих деловых и специализированных изданий.
Олег Репченко выступил с прогнозом развития событий на рынке в 2011 году. Эксперт отметил, что платежеспособный спрос, обеспечивший активизацию рынка с осени 2009 года по осень 2010-го, уже выдыхается. Об этом свидетельствуют падение активности покупателей осенью 2010 года относительно аналогичного периода 2009-го и фактическое прекращение роста цен.
Как пояснил Репченко, в прошедшие 12 месяцев квартиры покупали в основном те, кто начинал копить на собственное жилье задолго до кризиса, но никак не мог собрать нужную сумму из-за аномальных докризисных темпов удорожания недвижимости. В результате падения цен на столичные квадратные метры на 30-35% в период кризиса эти люди смогли приобрести квартиры, но любые сбережения не бесконечны и имеют обыкновение истощаться со временем. При этом возможности населения накопить на квартиру в новых, посткризисных, условиях не соответствуют уровню цен, установившемуся на рынке, добавил руководитель IRN.RU. Это означает, что рынок в 2011 году, весьма вероятно, ожидает стагнация (по сценарию 2004 и 2007 годов), полагает эксперт.
Впрочем, он не исключает разнонаправленных тенденций в различных сегментах рынка. Самые дешевые современные новостройки экономкласса, на которые есть реальный платежеспособный спрос, возможно, продолжат слегка дорожать (за счет эффекта низкой начальной цены). Вряд ли упадут цены на качественные элитные объекты – объем их предложения весьма ограничен. Однако жилье, цена которого не соответствует качеству, - вся квазиэлита, старый жилой фонд и т. п., - скорее всего, подешевеет на 5-10-15%, как это происходило в 2007 году, резюмировал Олег Репченко.
В рамках круглого стола генеральный директор Contact Real Estate Денис Попов сделал доклад о ситуации на рынке и рассказал о главных тенденциях 2010 года. Как отметил Попов, в 2010 году рынок элитной недвижимости по-прежнему остается рынком покупателя. При этом цены предложения на элитные новостройки выросли в 2010 году на 10%, а на вторичное жилье - на 6%. Большую часть предложений на первичном рынке составляют дома, находящиеся в высокой стадии готовности. По мнению экспертов компании, на рынок недвижимости уже вернулись инвесторы. Попов оценил их долю в 15-20% от общего количества покупателей.
Касаясь принятых этим летом поправок к закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», запрещающих продажу жилья в новостройках в обход закона о долевом строительстве, Денис Попов отметил, что использование договоров долевого участия при реализации квартир не только увеличивает стоимость сделок в среднем на 5-10%, но и сокращает сроки переговоров и уменьшает количество отказов среди клиентов.
Участники дискуссии поделились опытом и мнениями о взаимодействии банков и девелоперов, обсудили различные стратегии продаж и продвижения объектов недвижимости.
«До кризиса продвижение было достаточно простым: мы продавали продукт, — заявила глава рекламного агентства «Объединенный медиа» Дарья Чуйкова. — После кризиса, когда многие проекты не сдавались в срок и об этом часто сообщали СМИ, созрела необходимость в формировании лояльности среди клиентов и, самое главное, в качественном планировании рекламных кампаний».
Из средств распространения рекламы Дарья Чуйкова посоветовала отдавать предпочтение интернету, наружной рекламе и радио. «Необходимо давать клиенту подробную информацию о проекте и объяснять, в чем его привлекательность и особенность, так как предложений на рынке сейчас очень много», - подчеркнула глава рекламного агентства.
Участники круглого стола также обсудили критерии элитности жилья и методы классификации недвижимости в целом.
«Участники мероприятия сошлись во мнении, что такие встречи профессиональных игроков рынка элитной недвижимости на специализированной платформе, такой как круглый стол компании Contact Real Estate, помогают сделать рынок элитной недвижимости более открытым и цивилизованным», - говорится в сообщении пресс-службы компании.
Проект | Расположение | ГК | Комнатность |
---|---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | 2 кв. 2027 г. | Студии, 2-4-комнатные квартиры площадью 21 - 91 м2 |
Проект | Расположение | Специальное предложение |
---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | Старт продаж |