За последние месяцы значительно выросло количество сделок прямого обмена квартир. Специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» признают, что это одно из неизбежных последствий кризиса. Однако, по их мнению, вряд ли это явление станет массовым.
В советские времена любые изменения жилищных условий производились через обмен квартир. После того, как началась приватизация, сделки обмена полностью не исчезли, однако появились схемы альтернативных сделок. Отличие первых от вторых заключается в том, что при схеме альтернативных сделок все стороны заключают договоры купли-продажи, а при схеме обмена – договоры мены. В альтернативных сделках возможно, что один из участников цепочки только продает, но не покупает квартиру, а другой – только покупает, но не продает, то есть «цепочки» могут быть незамкнутыми и поэтому их проще подобрать. В сделках мены предполагается, что все стороны производят обмен по кругу. В результате каждая из сторон и отдает объект недвижимости и получает взамен другой.
Проведение альтернативных сделок в последнее время усложнилось, так как из-за снижения платежеспособного спроса на недвижимость, а также сложностей с ипотекой, стало труднее найти замыкающее звено цепочки – покупателя, который будет участвовать в ней исключительно деньгами. А вот граждан, которые хотят изменить свои жилищные условия путем передачи другой стороне в собственность не денег, а квартиры в Москве да и в других городах остается немало. В результате снова приобрели популярность сделки обмена.
У сделок обмена есть несколько плюсов и минусов по сравнению с альтернативными сделками. Основной плюс – не нужно искать замыкающее звено цепочки. Основной минус - достаточно сложно найти двух продавцов, квартиры которых полностью устраивали бы друг друга. Кроме того, в сделке больше рисков: например, нужно, чтобы все участники сделки одновременно освободили свою недвижимость.
Сделки обмена сейчас будут более популярны, чем до кризиса, но массовыми не станут, считают специалисты www.irn.ru, и тем более, не смогут полностью вытеснить альтернативные сделки. Сложность замкнуть «цепочку» по кругу приводит к тому, что прямым обменом могут воспользоваться немногие и, в первую очередь, наиболее непредвзятые в отношении жилья люди, готовые при выборе варианта обмена идти на компромисс. Основная же масса людей довольно критично относится к выбору района Москвы, типа дома, планировки и других параметров жилья, что снижает круг потенциальных вариантов для прямого обмена.