Недавно глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин заявил, что в городе не планируется сносить в массовом порядке девяти- и двенадцатиэтажные панельные дома. Это означает, что в столице еще, возможно, на десятилетия останутся малокомфортные квартиры в жилых зданиях, получивших в народе название «холодильники», отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».
О возможном сносе таких домов чиновники заговорили еще в конце 2003 года. Планировалось, что после того, как будут снесены пятиэтажки так называемого первого периода индустриального домостроения, построенные в 1950-х-середине 1960-х годов, городские власти перейдут к сносу домов так называемого второго периода – 1960-х-конца 1970-х годов, а также займутся и девяти- двенадцатиэтажными домами.
Девяти- и двенадцатиэтажки тех времен постройки – весьма многочисленная категория домов в Москве. Многие из этих домов строились в 1960—1970-е годы, и значительная их часть морально устарела. Планировки квартир с пятиметровыми кухнями, сидячими ваннами, смежными комнатами и практически полным отсутствием прихожих не выдерживают сравнения с сегодняшними новостройками Москвы и Подмосковья. Дома в основном покрывались побелкой, за что получили в народе название «холодильники». Однако за десятилетия существования белый цвет большинства таких домов превратился в серый, и теперь они выглядят малопривлекательно.
Неудивительно, что эта категория жилья является одной из самых дешевых. На данный момент по данным www.irn.ru, средняя стоимость квадратного метра в квартирах домов так называемой старой панели (пятиэтажки и иные квартиры с маленькой кухней) составляет $3800, в домах типовой панели (9-14 этажей) - $3907. Для сравнения – цены в современных монолитно-кирпичных домах в полтора-два раза выше.
В то же время для сноса такие дома пока непривлекательны. Почему – подсчитать нетрудно. Как следует из практики большинства случаев, при сносе дома инвестор должен предоставить примерно в 1,4-1,8 раза больше площади для переселения жителей. То есть при сносе пятиэтажного дома это должно быть приблизительно 7-9 этажей, при сносе девятиэтажного – 12-16 этажей, а при сносе двенадцатиэтажного – 17-22 этажа. При том, что большинство строящихся на их месте типовых домов имеют высоту 16-17 этажей, невыгодным становится расселение не только двенадцатиэтажных, но и большинства девятиэтажных домов.
Возможно, в предкризисные годы, когда цены на жилье росли на 30-50% в год, реализация программы сноса даже девяти- и двенадцатиэтажных домов чиновникам казалась вполне осуществимой. Ход мыслей был таким: когда у девелоперов не останется других возможностей вложения средств, возьмутся за эти дома, а при росте рынка окупятся и такие проекты. Однако теперь можно предполагать, что дело до них если и дойдет, то очень не скоро, считают специалисты www.irn.ru. Это подтвердил и глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин: «Не надо рассчитывать, что мы будем массово сносить девяти- и двенадцатиэтажные дома. Постоят еще».