Главный кинотеатр страны выставили на продажу
Недавно правительство Москвы заявило о намерении продать принадлежащий ему пакет акций кинотеатра «Октябрь». Это первый случай, когда правительство Москвы решило отказаться от своих прав на столь значимый для столицы объект. По оценкам аналитического центра www.irn.ru, это связано с общим спадом на рынке кинопроката. При этом многие участники рынка кинопроката предрекают закрытие ряда кинотеатров. На этом фоне желание правительства вовремя зафиксировать прибыль можно оценить как вполне своевременный шаг.
По данным РИА «Новости» правительство Москвы включило принадлежащие ему 40% акций кинотеатра «Октябрь» в список активов, подлежащих приватизации. Тот факт, что правительство Москвы избавляется от части своих активов, не удивителен. Столичные власти занимаются этим достаточно давно. Однако обычно приватизации подвергаются объекты, не приносящие особой прибыли московской администрации или находящиеся на ранней стадии разработки. В данном случае ни к одной из упомянутых категорий отнести киноцентр «Октябрь», открывшийся после реконструкции в сентябре 2005 году, нельзя. Кинотеатр «Октябрь» является крупнейшим в России мультиплексом, в который входит 11 просмотровых залов. Он рассчитан на более чем 3 тыс. зрителей. И помимо обычного регулярного проката в нем проводятся премьеры, спецпросмотры и кинофестивали. Так Московский Международный кинофестиваль выбрал кинотеатр «Октябрь» для себя в качестве основной площадки.
Учитывая, что до недавнего времени кинопрокат в России рос, как на дрожжах, на первый взгляд, казалось бы, странным отказывать от такого выгодного актива. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что картина не столь радужна, как это могло бы показаться. Дело в том, что по данным Discovery Research Group (DRG), несмотря на вполне ощутимый прирост размера общих сборов по итогам прошлого года – порядка 40%, – назвать это положительным результатом нельзя. Ведь основной причиной этого прироста было не увеличение аудитории, а подорожание билетов, цены на которые выросли примерно на 30%. И это в год, когда никаких поводов для сокращения расходов на посещение киносеансов у населения не было, а по стране открывались новые кинотеатры.
Сейчас ситуация в корне поменялась. При этом значительно поднимать цены на билеты владельцы кинотеатров не могут. Уже в прошлом году они находились, по оценкам DRG, на критическом уровне. Таким образом, максимум, на что могут рассчитывать владельцы кинотеатров, – это рост цен на уровне инфляции. В то же время на фоне сокращения доходов у населения рост цен на билеты может привести к тому, что многие примут решение отказаться от походов в кино. И определенный спад участники рынка уже участники рынка зафиксировали в январе-феврале 2009 года как по сравнению с январем-февралем 2008 года, так и с декабрем прошлого года, хотя январские каникулы обычно наоборот приводили к росту сборов. И ничего в этом удивительного нет, как показывает опыт развитых странах, в годы общего экономического спада кинопрокатная отрасль не становится исключением из общего правила и снижает свои доходы.
При этом, если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с 1998 годом, то найдется множество отличий. И главное среди них – практически полное покрытие крупных российских городов сетью кинотеатров. Таким образом спасти отрасль за счет экстенсивного развития также имеется не очень много шансов, особенно если учесть тот факт, что ставки по кредитам на строительство стали, по сути, заградительными. В то же время, многие из владельцев кинотеатров не являются собственниками тех помещений, которые эти кинотеатры занимают. А владельцы торгово-развлекательных центров даже на фоне общего спада с большой неохотой идут на снижение арендных ставок, тем более, что кинотеатры традиционно являются якорными арендаторами, а для них арендодатели всегда делают существенные скидки. Но, несмотря на это, арендная плата занимает значимую долю в общих расходах по обслуживанию кинотеатра. Стоит отметить, что за 2008 год аренда для кинотеатров подорожала на 30%.
В итоге, многие из участников рынка принимают решение выйти из бизнеса. Достаточно сказать, что только за 2008 год концентрация рынка в руках 10 крупнейших сетей увеличилась на 10 процентных пунктов и составила, по данным DRG, порядка 40%. Не удивительно, что, предвидя спад в отрасли, Москва решила зафиксировать свою прибыль. Ведь даже по самым скромным оценкам за прошедшие со времени открытия кинотеатра «Октябрь» после реконструкции в 2005 году 3 года цены на помещения такого рода выросли вдвое. В этом смысле решение правительства Москвы по приватизации 40%, принадлежащих ему акций кинотеатра «Октябрь», выглядит вполне оправдано.
Конечно, поводов к тому, чтобы вследствие кризиса все открывшиеся в последние 8 лет кинотеатры опять закрылись, как это было в 1992-1993 годах, просто нет, так как в начале десятилетия с 1990 по 2000 годы инфляция достигала 1000%, а сейчас она, по всей видимости, окажется в пределах 20%. Поэтому народ, хоть и меньше, но все же будет посещать кинотеатры. И все же, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, логично ожидать некоторого спада цен на помещения, арендуемые кинотеатрами.
По данным РИА «Новости» правительство Москвы включило принадлежащие ему 40% акций кинотеатра «Октябрь» в список активов, подлежащих приватизации. Тот факт, что правительство Москвы избавляется от части своих активов, не удивителен. Столичные власти занимаются этим достаточно давно. Однако обычно приватизации подвергаются объекты, не приносящие особой прибыли московской администрации или находящиеся на ранней стадии разработки. В данном случае ни к одной из упомянутых категорий отнести киноцентр «Октябрь», открывшийся после реконструкции в сентябре 2005 году, нельзя. Кинотеатр «Октябрь» является крупнейшим в России мультиплексом, в который входит 11 просмотровых залов. Он рассчитан на более чем 3 тыс. зрителей. И помимо обычного регулярного проката в нем проводятся премьеры, спецпросмотры и кинофестивали. Так Московский Международный кинофестиваль выбрал кинотеатр «Октябрь» для себя в качестве основной площадки.
Учитывая, что до недавнего времени кинопрокат в России рос, как на дрожжах, на первый взгляд, казалось бы, странным отказывать от такого выгодного актива. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что картина не столь радужна, как это могло бы показаться. Дело в том, что по данным Discovery Research Group (DRG), несмотря на вполне ощутимый прирост размера общих сборов по итогам прошлого года – порядка 40%, – назвать это положительным результатом нельзя. Ведь основной причиной этого прироста было не увеличение аудитории, а подорожание билетов, цены на которые выросли примерно на 30%. И это в год, когда никаких поводов для сокращения расходов на посещение киносеансов у населения не было, а по стране открывались новые кинотеатры.
Сейчас ситуация в корне поменялась. При этом значительно поднимать цены на билеты владельцы кинотеатров не могут. Уже в прошлом году они находились, по оценкам DRG, на критическом уровне. Таким образом, максимум, на что могут рассчитывать владельцы кинотеатров, – это рост цен на уровне инфляции. В то же время на фоне сокращения доходов у населения рост цен на билеты может привести к тому, что многие примут решение отказаться от походов в кино. И определенный спад участники рынка уже участники рынка зафиксировали в январе-феврале 2009 года как по сравнению с январем-февралем 2008 года, так и с декабрем прошлого года, хотя январские каникулы обычно наоборот приводили к росту сборов. И ничего в этом удивительного нет, как показывает опыт развитых странах, в годы общего экономического спада кинопрокатная отрасль не становится исключением из общего правила и снижает свои доходы.
При этом, если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с 1998 годом, то найдется множество отличий. И главное среди них – практически полное покрытие крупных российских городов сетью кинотеатров. Таким образом спасти отрасль за счет экстенсивного развития также имеется не очень много шансов, особенно если учесть тот факт, что ставки по кредитам на строительство стали, по сути, заградительными. В то же время, многие из владельцев кинотеатров не являются собственниками тех помещений, которые эти кинотеатры занимают. А владельцы торгово-развлекательных центров даже на фоне общего спада с большой неохотой идут на снижение арендных ставок, тем более, что кинотеатры традиционно являются якорными арендаторами, а для них арендодатели всегда делают существенные скидки. Но, несмотря на это, арендная плата занимает значимую долю в общих расходах по обслуживанию кинотеатра. Стоит отметить, что за 2008 год аренда для кинотеатров подорожала на 30%.
В итоге, многие из участников рынка принимают решение выйти из бизнеса. Достаточно сказать, что только за 2008 год концентрация рынка в руках 10 крупнейших сетей увеличилась на 10 процентных пунктов и составила, по данным DRG, порядка 40%. Не удивительно, что, предвидя спад в отрасли, Москва решила зафиксировать свою прибыль. Ведь даже по самым скромным оценкам за прошедшие со времени открытия кинотеатра «Октябрь» после реконструкции в 2005 году 3 года цены на помещения такого рода выросли вдвое. В этом смысле решение правительства Москвы по приватизации 40%, принадлежащих ему акций кинотеатра «Октябрь», выглядит вполне оправдано.
Конечно, поводов к тому, чтобы вследствие кризиса все открывшиеся в последние 8 лет кинотеатры опять закрылись, как это было в 1992-1993 годах, просто нет, так как в начале десятилетия с 1990 по 2000 годы инфляция достигала 1000%, а сейчас она, по всей видимости, окажется в пределах 20%. Поэтому народ, хоть и меньше, но все же будет посещать кинотеатры. И все же, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, логично ожидать некоторого спада цен на помещения, арендуемые кинотеатрами.