Министерство финансов США решило, что наиболее адекватно оценит деятельность крупнейших игроков американского ипотечного рынка Fannie Mae и Freddie Mac и риски, грозящие им, инвестбанк, который больше других пострадал от ипотечного кризиса, – Morgan Stanley, потерявший в ходе кризиса почти 30% рыночной капитализации. Этому банку поручено оценить финансовую состоятельность двух ипотечных агентств. Дело в том, что акции этих компаний подешевели с начала этого года примерно на 80%. В итоге, чтобы сдержать дальнейшее обесценивание акций ипотечных агентов, государство было вынуждено обещать им всестороннюю поддержку. И теперь необходимо оценить, насколько, действительно, этим компаниям угрожает опасность, и какие меры необходимо предпринять, чтобы вывести ипотечных агентов из кризиса, а вместе с ними и всю страну. Казалось бы, проверку деятельности таких компаний должны выполнять люди, проявившие себя как наиболее опытные. Однако американское правительство сделало, на первый взгляд парадоксальный ход. Но, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, понять чиновников США достаточно просто.
Основная проблема заключается в том, что все крупнейшие банки мира пострадали от ипотечного кризиса в США. И к какому бы банку из этого круга американское правительство ни обратилось, ему в любом случае пришлось бы иметь дело с теми людьми, которые привели мир к этому кризису. Ведь большинство западных инвестбанкиров уверяли в свое время финансовый мир, что коллективное распределение рисков (а именно на этом принципе построены ипотечные ценные бумаги) приводит к их снижению, забыв о том, что таким образом вся финансовая система подвергается риску.
Единственные банки, которые не пострадали от ипотечного кризиса – это банки стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, считающиеся западными экономистами лидерами среди развивающихся стран). Однако из этих стран, только у банков Китая было достаточно средств, чтобы воспользоваться ипотечными ценными бумагами. Однако китайские банки по тем или иным причинам этой возможностью не воспользовались. В результате, именно китайские банки стали сейчас основными донорами по спасению банков американских. Именно они покупали акции этих банков во время кризиса. Но эта помощь была воспринята американскими экономистами и политиками крайне настороженно. И это неудивительно. Ведь, получая в той или иной степени контроль над финансовой системой США, Китай тем самым получает возможность влиять на ее внутреннюю политику. На этом фоне допустить китайские банки до финансовой отчетности Fannie Mae и Freddie Mac – это, с точки зрения американских политиков, впустить волка в овчарню. Естественно на этом фоне было обратиться к своим, проверенным банкирам.
При этом все же возникает вопрос, почему был выбран именно Morgan Stanley, который больше других пострадал от кризиса? Казалось бы, если уж обращаться к своим банкирам, то к тем, которые наименее «замараны» ипотечным кризисом. Однако, стоит иметь в виду, что «сытый голодного не разумеет». Тот, кто не испытал сложностей, тот не может сказать, как их преодолевать, а Morgan Stanley уже выработал стратегию по выходу из кризиса. И ее первые плоды уже видны: акции компании дешевеют медленнее других банков. Таким образом, по оценке «Индикаторов рынка недвижимости», вероятность того, что в среднесрочной перспективе кризисное состояние Fannie Mae и Freddie Mac, а вместе с ними и всего американского рынка ипотеки будет преодолено, повышается.