По словам Юрия Лужкова, прозвучавшим на одном из последних заседаний столичного правительства, сносить девятиэтажные (и выше) панельные дома в Москве не станут, так как город не в силах будет справиться с «волновым» переселением жителей из самого массового жилья столицы. Поэтому жителям этих домов, построенных еще в 1960-70-е годы, придется довольствоваться капитальным ремонтом и прожить в своих квартирах еще долгие годы.
Хотя некоторое время назад столичные власти на волне успеха программы по сносу пятиэтажек намекали на то, что снос коснется всего старого панельного жилья, которым застроено большинство «спальных» районов Москвы.
Тем более интересно разобраться, чем вызвана подобная перемена курса, ведь снос пятиэтажек выполняется в плановом порядке и выгоден как городу, так и компаниям-застройщикам. Первый получает готовые дома под расселение людей из сносимого ветхого жилья, а вторые — дефицитные земельные участки в Москве.
Специалисты аналитического центра www.irn.ru, полагают, что главная причина отказа от устоявшейся «пятиэтажной» схемы в случае с домами выше девяти этажей продиктована банальной нерентабельностью такого подхода.
Чем выгодны пятиэтажки? Их главный плюс — в небольшой площади домов и малом количестве квартир. В один новый 17-22-этажный дом, можно заселить жильцов из двух-трех снесенных пятиэтажек. После этого, даже если учесть коэффициент расселения («переселенцам» приходится выделять квартиры площадью в 1,5-2 раза больше, занимаемых ими до расселения) у города остаются один или два свободных земельных участка. Освободившиеся участки, как правило, отходят под коммерческое строительство, позволяющее окупить переселение.
В случае с девятиэтажными и более высокими домами эта схема перестает работать. Для того, чтобы только расселить одну девятиэтажку, надо построить дом около 12-18 этажей. При таком подходе о ликвидных земельных участках можно забыть. Работа будет идти в режиме: один дом снесли – один дом построили.
Единственный вариант, который может оправдать снос девятиэтажек, — строить высотные башни от 25 этажей. Однако высотное строительство — предприятие дорогое, а планы застройки многих районов не предполагают строительства тридцатиэтажных великанов. Тем более, если под пятиэтажки не требуется больших территорий, то под многоэтажное строение приходится выделять втрое больше земли. Это связано и с более развернутой инфраструктурой — дворами, парковками, магазинами, школами, детскими садами, прочими объектами соцкультбыта.
Поэтому или коммерческой компании придется работать даром, или городу понадобится выделять ей дефицитные участки земли, которые с тем же успехом можно продать. Возможно, столичные власти посчитали более целесообразным продать эти участки и на вырученные деньги отремонтировать панельные девяти- и двенадцатиэтажки.
Кроме того, расселение сопряжено с тяжелой административной работой и предполагает индивидуальный подход к каждому переселенцу, который может не соглашаться на предложенные варианты и затягивать процесс переезда.
Кстати, застройщикам не всегда выгодно заниматься расселением пятиэтажек, что уж говорить о девятиэтажках. Сегодня многие ведущие строительные фирмы Москвы, такие как «СУ-155», специализирующиеся на госзаказах, из-за нехватки требуемых под застройку площадей уходят из Москвы в Подмосковье, где, к слову, уже ежегодно возводится жилых домов больше, чем в Москве. Многие специалисты-аналитики сходятся во мнении, что уход застройщиков из Москвы в Подмосковье дает им работу, как минимум, еще на 12 лет.