Таунхаусы входят в моду
В 2002-2004 годах на загородном рынке получил более-менее заметное развитие новый и малознакомый для отечественного покупателя формат недвижимости - таунхаус. По сути, таунхаусы – это сблокированные дома с индивидуальными выходами и небольшими земельными наделами.
До 2006 года количество таунхаусов было относительно невелико. Потенциальные покупатели, привыкшие жить в городских квартирах, настороженно относились к таун-хаусам для постоянного проживания, поскольку это был достаточно непривычный для нашего рынка товар. С одной стороны, таунхаус – уже не квартира, но с другой стороны – еще и не отдельный загородный дом.
Однако постепенно ситуация меняется. Так по результатам исследования рынка таунхаусов Москвы и Подмосковья, проведенного недавно аналитическим центром www.irn.ru, в 2007 году число строящихся организованных поселков таунхаусов выросло на 65,2% и составило 76 объектов. Это говорит о том, что рынок таунхаусов становится полноценным самостоятельным сегментом, а не дополнением к рынку коттеджных поселков. Сегодняшний застройщик уверенно строит таунхаусы на земельных участках, где нельзя возвести многоэтажное жилье или нерентабельно строить дорогой коттеджный поселок.
Несмотря на заметный рост количества объектов, характеристики таунхаусов не претерпели существенных изменений. Ситуация с таунхаусами очень напоминает модель развития коттеджного сегмента. Имеет место некоторое уменьшение средней площади поселков за счет сокращения общественных зон и числа квартир-секций. Если говорить о ценах, то за последний год, квадратный метр в таунхаусах вырос на 33,9% (в коттеджах он поднялся на 36,7%) и составил $ 2810.
Можно заключить, что поселки таунхаусов постепенно входят в моду и перестают быть для покупателей диковинным приобретением. Более того, инвесторы, похоже, выстроили для себя наиболее оптимальную и покупаемую модель поселка таунхаусов. В пользу этого говорит то обстоятельство, что размер домов и земельных участков за последний год практически не изменился.
В абсолютных цифрах стоимость секции в таунхаусе составляет примерно $683 тыс. То есть в отличие от загородного коттеджа, где среднее предложение больше $1 млн., таунхаус ближе по ценам к квартирному сегменту рынка. Фактически, после прошлогоднего подорожания московских квартир, разница в стоимости между квартирами и секциями в таунхаусах практически стерлась.
Число активных операторов в сегменте таунхаусов возросло на 48,3%. В этом году на рынке работают уже 86 компаний. Можно ожидать, что в ближайшем будущем этот формат жилья успешно приживется на подмосковном рынке недвижимости, и будет пользоваться спросом у значимого числа покупателей.
Всего исследование рынка таун-хаусов Москвы и Подмосковья (сравнение 2007 с 2006 гг.) составляет 156 страниц фактического материала. Оно содержит подробные паспорта всех объектов, а также цены и информацию о продавцах. Данное исследование, несомненно, окажется полезным, как для операторов рынка загородной недвижимости, так и для граждан, желающих выбрать оптимальный для их бюджета загородный дом, а также выгодно вложить деньги в продолжающий стабильный рост сегмент недвижимости.