На долю десяти лидирующих по продажам столичных застройщиков пришлось 60% от общего числа реализованных в I полугодии площадей в новостройках «старой» Москвы, говорится в сообщении компании «Метриум». В этот период им удалось найти покупателей для жилья общей площадью 743 тыс. кв.м в, а выручка от продажи квартир и апартаментов достигла 163 млрд рублей. Однако из-за режима самоизоляции и ухудшения ситуации в экономике во II квартале выручка топовых московских застройщиков снизилась на 20%.
В I полугодии девелоперы заключили порядка 21,8 тыс. договоров участия в долевом строительстве более чем 1,23 млн кв.м. жилья в «старой» Москве, а общий объем выручки достиг почти 284 млрд рублей, подсчитали в «Метриум». При этом из 93 (по данным Единой информационной системы жилищного строительства) работающих в столице застройщиков десять лидирующих продали в этот период 60% площадей в новостройках. В сумме речь идет о 743 тыс. кв.м. во всех сегментах рынка. Топовые девелоперы заключили 13,3 тыс. договоров долевого участия (61% от общего числа) на сумму 163 млрд руб. (57% от суммарной выручки всех застройщиков).
На первой строчке рейтинга самых успешных застройщиков остается группа компаний ПИК. Она реализовала около 241 тыс. кв.м жилья в новостройках «старой» Москвы, заключив 4,7 тыс. договоров долевого участия (ДДУ). Доля проданных этой компанией площадей в общем объеме составила 20%, а выручка оценивается в 44,6 млрд руб. Наиболее успешным проектом компании стал ЖК «Люблинский парк», который занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых проектов массового сегмента в I полугодии. Период турбулентности во II квартале обернулся для лидера рейтинга 36-процентным уменьшением реализованной площади относительно I квартала.
На втором месте по-прежнему компания «Дон-Строй Инвест». Этот девелопер реализовал в «старой» Москве 116 тыс. кв. м жилья и заключил с дольщиками 1,9 тыс. ДДУ. Однако доля продаж у «серебряного призера» все еще в два раза ниже, чем у лидера рейтинга: «Дон-Строй Инвест» реализовала 10% площадей. Выручка компании составила около 28,2 млрд рублей. Самыми продаваемыми комплексами застройщика стали ЖК бизнес-класса «Сердце Столицы» и ЖК комфорт-класса «Огни». Падение продаж во втором квартале для этого девелопера также было ощутимым: в апреле-июне «Дон-Строй Инвест» продал на 41% меньше «квадратов», чем в январе-марте.
На третью строчку рейтинга поднялась компания Ingrad, которая реализовала в «старой» Москве 85 тыс. кв. м, заключив более 1,4 тыс. договоров долевого участия. Доля рынка этого девелопера достигла 7%, а суммарная выручка – порядка 20 млрд рублей. Наиболее востребованными проектами компании стали ЖК комфорт-класса «Преображение» и комплекс бизнес-класса «КутузовGrad II». Как и у предыдущего участника, продажи во II квартале у этого девелопера снизились на 41%.
Рейтинг самых успешных девелоперов «старой» Москвы в I полугодии*
Девелопер | Продано площадей в I кв., тыс. кв.м | Продано площадей во II кв., тыс. кв.м | Динамика, квартал к кварталу, % | Продано площадей за полугодие, тыс. кв.м | Количество заключенных ДДУ, тыс. ед. | Выручено денег, млрд руб.** | Доля рынка по проданной площади | |
1 | ГК ПИК | 146,5 | 94,3 | -36% | 240,8 | 4,7 | 44,6 | 20% |
2 | «Дон-Строй Инвест» | 72,8 | 43,3 | -41% | 116,1 | 1,9 | 28,2 | 9% |
3 | Ingrad | 53,4 | 31,5 | -41% | 85,0 | 1,4 | 20,1 | 7% |
4 | MR Group | 36,9 | 42,5 | 15% | 79,4 | 1,5 | 18,7 | 6% |
5 | Группа ЛСР | 29,0 | 26,7 | -8% | 55,7 | 1,0 | 11,5 | 5% |
6 | Группа «Эталон» | 28,1 | 14,3 | -49% | 42,4 | 0,7 | 10,3 | 3% |
7 | ГК «Пионер» | 24,6 | 13,5 | -45% | 38,1 | 0,6 | 8,4 | 3% |
8 | «Интеко» | 23,6 | 8,6 | -64% | 32,2 | 0,5 | 9,5 | 3% |
9 | «РГ-Девелопмент» | 18,6 | 8,5 | -54% | 27,1 | 0,5 | 6,1 | 2% |
10 | «Центр-Инвест» | 13,0 | 13,6 | 5% | 26,6 | 0,4 | 5,9 | 2% |
*Без учета сделок с юридическими лицами и физлицами, заключивших более трех ДДУ
** Экспертная оценка
Источник: «Метриум»
Среди участников рейтинга только у двух компаний был зафиксирован прирост числа сделок во II квартале относительно I квартала, отмечают в«Метриум». У компании MR Group, которая заняла четвертую позицию и реализовала 6% площадей в I полугодии, в апреле-июне спрос вырос на 15%. Немного выросли продажи и в компании «Центр-Инвест», которая продала 2% всех площадей в Москве и заняла десятое место в рейтинге. Во II квартале она реализовала на 5% больше площадей, чем в I квартале.
«Первое полугодие выдалось очень непростым для московских девелоперов, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – В I квартале наблюдался ажиотажный спрос на фоне девальвации рубля, затем наступил резкий спад активности покупателей из-за коронавируса и ухудшения экономической ситуации. Пришлось приостанавливать стройки, закрывать офисы продаж и переводить сделки в онлайн-режим. При этом в отдельных проектах провал в продажах достигал 70%. Однако мы видим, что эта турбулентность завершилась только некоторым перераспределением мест в рейтинге, но основная часть топовых игроков осталась и даже сохранила свои позиции. Полагаю, таков результат консолидации и укрепления столичного девелопмента. Еще 10 лет назад столь сильное падение продаж вполне могло спровоцировать коллапс застройщиков, но сейчас этого не произошло. И это очень хороший показатель развития отрасли в последние годы».