Несмотря на введение властями режима карантина, март этого года по уровню актуального спроса оказался для сегмента более успешным, чем аналогичный месяц 2019-го – на 12%, говорится в сообщении компании «ИНКОМ-Недвижимость».
Что же касается обращений клиентов в компанию по вопросам купли-продажи жилья (звонки, заявки на подбор квартиры и т.п.), то за вторую половину марта их количество выросло на 40% относительно первых двух недель месяца.
Между тем, если рассматривать уровень спроса на вторичном рынке по неделям, то пик активности покупателей пришелся на вторую и третью недели марта – можно сказать, что в сегменте в этот период наблюдался нарастающий ажиотаж, отмечают в «Инком». В четвертую неделю месяца, когда большинство предприятий столицы были вынуждены приостановить свою работу или перейти на удаленный режим деятельности, кроме того, власти начали вводить ограничения на передвижения жителей города, спрос значительно снизился – как из-за отсутствия у потенциальных клиентов возможности просматривать квартиры, так и из-за их неуверенности в сохранении прежнего уровня доходов.
«На высокую активность покупателей в марте поочередно повлияли два основополагающих фактора, вызвавшие у многих из них панический страх не успеть выйти на сделку. В начале месяца потребителей, в особенности ипотечников, простимулировали изменения в экономической сфере – ослабление курса рубля и, как следствие, прогнозы по поводу удорожания ипотеки. А во второй половине марта свою роль сыграло нарастание ажиотажа в связи с пандемией коронавируса и новостями об ограничительных мерах по борьбе с болезнью (введение карантина, приостановление работы многих организаций и т.д.). Между тем, мы не были рады такому всплеску спроса – это, так сказать, преждевременные сделки, после чего активность покупателей на «вторичке» сильно просядет, - комментирует директор департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Шлома.
При этом даже в первую неделю карантина во вторичном сегменте проходили операции по купле-продаже жилья – правда, они были единичными. Сейчас в большинстве своем продолжают работать банки, выдающие одобрение на получение ипотеки, а также частные нотариусы. Кроме того, специалисты нашей компании занимаются проведением сделок в режиме онлайн – это возможно, когда продавец и покупатель пользуются электронно-цифровыми подписями.
Количество обращений в компанию до наступления периода самоизоляции также было весьма высоким, более того, число онлайн-консультаций в первые два дня карантина выросло на 20% относительно обычной рабочей недели. Однако сейчас потенциальный спрос идет на спад – после официального продления карантина до 30 апреля многие продавцы и покупатели отложили решение квартирного вопроса».
По мнению экспертов «ИНКОМ-Недвижимость», экономические последствия продолжительного карантина скажутся, в том числе, на количестве операций по купле-продаже жилья.
«Даже если период самоизоляции закончится 30 апреля и не будет продлен, нынешнее затишье нанесет ощутимый удар по покупательной способности населения. Поэтому мы предполагаем, что часть потенциальных покупателей – в том числе те из них, у кого уже были предварительные договоренности с продавцами, – откажется от приобретения недвижимости из-за сокращения зарплаты или потери рабочего места. Еще больше осложнится ситуация с ипотечными заемщиками – несмотря на то, что ключевой показатель ЦБ пока не меняется, большинство крупнейших банков уже начали повышать ставки по ипотеке. В целом, если проводить сравнение с предыдущими кризисными периодами, то, на мой взгляд, после снятия карантина мы окажемся в условиях 2014-2015 годов, когда после резкого роста спроса число сделок на «вторичке» снизилось до минимального уровня», - комментирует Сергей Шлома.
Несмотря на все вышесказанное, в «ИНКОМ-Недвижимость» не прогнозируют значительного падения цен на вторичную недвижимость в среднесрочной перспективе. Основными игроками данного сегмента являются физические лица, многие из которых готовы годами удерживать свои ценовые позиции. Поэтому уменьшение средних показателей по стоимости вторичного жилья будет медленным и незаметным для рядовых потребителей. В качестве примера можно также привести сценарий 2015-2018 годов – в этот период наблюдалось плавное снижение цен после скачка покупательской активности в конце 2014-го.