По данным экспертов «ИНКОМ-Недвижимость», доля покупателей в возрасте до 35 лет на подмосковной «загородке» сократилась за год на 5 п.п., до 27%. В первую очередь, отрицательная динамика объясняется растущим дефицитом в форматах, которые наиболее интересуют данную целевую группу, – это небольшие таунхаусы и дуплексы в высокой степени готовности, говорится в пресс-релизе компании.
Численность клиентов в возрасте от 35 до 50 лет, напротив, увеличилась: если год назад таких покупателей насчитывалось 43%, то сейчас – 48%. Это более лояльная к загородному сегменту аудитория, такие клиенты нередко готовы рассматривать для приобретения участки без подряда (УБП), чтобы впоследствии самостоятельно построить на них дом. Наконец, доля покупателей старше 50 лет осталась без изменений и составляет 25%. Они тоже часто останавливают свой выбор на УБП, однако более состоятельные представители этой категории предпочитают коттеджи.
«Основная мотивация покупателей загородного жилья – это комфортная жизнь с детьми на природе. В это понятие входят просторная жилплощадь, единое социальное окружение, свежий воздух, возможность устраивать разнообразные активности на природе. Поэтому преимущественная аудитория наших покупателей – это семьи, где есть как минимум два ребенка. Пары без детей и одиночки, ищущие тишину вдали от города, скорее исключение. Поэтому закономерно, что обычно мы видим клиентов, которым не меньше 30 лет. Правда, встречаются и молодые люди 27-28 лет. Я бы сказал, что за последнее время минимальный возраст покупателя на «загородке» вырос на 2-3 года», - говорит директор департамента загородной недвижимости «ИНКОМ-Недвижимость» Антон Архипов.
Специалисты компании отмечают, что среди молодых клиентов преобладают фрилансеры, которым не надо ежедневно ездить в офис, а также начинающие предприниматели. Растет доля наемных работников, которым проще получить ипотеку, чем вышеперечисленным категориям, хотя им не всегда удобно совмещать проживание за городом и работу в столице.
«К сожалению, первичный загородный рынок Подмосковья сегодня предлагает мало проектов, которые могли бы зажечь молодого покупателя. Вследствие этого конверсия обращений в сделки в категории до 35 лет на 15-20% ниже, чем в других возрастных группах. Вторичный сегмент здесь и вовсе в аутсайдерах: всего 10% молодых клиентов находят подходящий вариант на «вторичке», обычно экспонируемые на ней объекты отпугивают покупателя своей несовременностью и завышенной ценой. Да и сам формат дач молодежь не интересует, ей больше по нраву новые таунхаусы и дуплексы площадью 80-110 кв. м, в идеале – в готовом поселке с развитой инфраструктурой и не дальше чем в 25-30 км от Москвы», - отмечает Антон Архипов.
Разумная цена – еще один важный фактор для молодого покупателя, ведь только каждый десятый из них имеет свободные средства для совершения сделки. 15% разменивают городскую квартиру по схеме trade-in и 75% полагаются на ипотеку.
Помочь популяризации проживания за городом в перспективе может каршеринг. Хотя наличие одной машины на семью остается необходимым минимумом для комфортной жизни в поселке, развитие сервиса аренды автомобилей способно улучшить мобильность загородных жителей без приобретения дополнительных транспортных средств.
«Проблема заключается в том, что пока найти машину на удалении свыше 5-10 км от Москвы трудно. Впрочем, Подмосковье активно застраивается офисными и торговыми центрами, а значит, со временем это приведет и к расширению зоны действия каршеринга. А данный сервис, в свою очередь, поможет снизить порог входа на загородный рынок для молодых покупателей, у которых нередко весьма ограниченный бюджет», - считает Антон Архипов.