С начала 2018 года объем продаж квартир на первичном рынке столичного региона увеличился на 20% относительно аналогичного периода прошлого года. При этом объем ипотечных сделок увеличился на 40%, а сделок с полной оплатой и рассрочкой – на 4%. Такие данные привел директор по маркетингу и разработке продукта ГК «А101» Дмитрий Цветов на круглом столе «Ипотека в России» рейтингового агентства «Эксперт», сообщается в пресс-релизе ГК «А101».
«Это означает, что сегодня рынок жилья демонстрирует рост только за счет развития ипотечного кредитования. Динамика, которую рынок демонстрировал с конца 2016 года и по сентябрь 2018 свидетельствует, что снижение средней ипотечной ставки на 1 процентный пункт дает 10% прироста объемов продаж. Аналогичное повышение ставок даст зеркальный эффект. С учетом того, что в ипотеку приобретается более половины квартир, общий объем ипотечных сделок сократится на 20%. Это самый болезненный для рынка эффект, поскольку ипотечная ставка влияет на размер ежемесячного платежа, который остается важнейшим фактором доступности жилья для населения», - сказал он.
По мнению эксперта ГК «А101», компенсировать снижение спроса и, соответственно, объемов строительства и продаж нового жилья можно за счет разработки новых банковских продуктов и совместных с застройщиками программ, которые будут влиять на другие факторы доступности. В частности, они должны решать такие проблемы потенциальных покупателей, как накопление первоначального взноса, на который нередко берут потребительский нецелевой кредит с высокими ставками, и «ипотечные каникулы», которые откладывают начало платежей не менее чем на год.
«Сегодня типичному посетителю офисов продаж жилья комфорткласса примерно 25-35 лет, у него есть семья, суммарный доход которой составляет порядка 135 тыс. рублей. Но улучшить жилищные условия хотят намного больше россиян. Чтобы обеспечить строительство 120 млн кв. метров в год, рынку недвижимости критически важно обратить внимание на людей старше или немного моложе обычной аудитории, с доходом порядка 100 тыс. рублей на семью. Новые ипотечные продукты должны стимулировать переход этой аудитории от «черной аренды» к реальному улучшению жилищных условий», - уверен Дмитрий Цветов.
Кроме того, по его мнению, необходимо на отраслевом уровне проводить масштабную разъяснительную работу, и основную роль в этих процессах должны играть банки, поскольку переход на проектное финансирование сделал их ключевыми участниками рынка недвижимости.
«Важно показать новой аудитории, что покупка квартиры – вполне выполнимая задача, не связанная с ухудшением качества жизни в период от покупки до ввода дома в эксплуатацию. Возможности банков в области разъяснений намного выше, потому что они априори контактируют с намного большей и разнообразной аудиторией, чем даже федеральные застройщики. Кроме того, банки должны быть не меньше заинтересованы в поисках новых точек роста рынка», - отметил эксперт.