Пандемия увеличила спрос на загородную и курортную недвижимость. У людей появилась потребность во «втором доме», куда можно уехать из города переждать вспышку коронавируса или просто отдохнуть в условиях закрытых границ. Что интересно, в некоторых случаях отмечается даже рост интереса к зарубежной недвижимости – во многом как раз чтобы облегчить выезд за границу.
Обычно во времена экономической нестабильности сохраняется спрос только на городские квартиры, а загородная и курортная недвижимость страдает сильнее других сегментов. «Крыша над головой – это базовая потребность человека, поэтому квартиры в Москве всегда остаются востребованными, - говорит руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU Олег Репченко. - Даже при снижающихся доходах люди стремятся заработать на квартиру. А загородная, курортная недвижимость и другие форматы «второго дома» в трудные периоды обычно проседают, ведь это необязательная покупка, которую можно отложить до лучших времен».
Так было после кризиса 2008 года, когда на загородном рынке началась многолетняя стагнация: цены сначала снизились, а потом долгое время не росли, продажи встали. Схожие тенденции наблюдались в 2014 году – девальвация рубля ударила по платежеспособному спросу, из-за чего начались проблемы с продажами загородного жилья (см. «Загородная недвижимость: покупатели хотят «дешево и сердито»).
«Но на этот раз все сложилось по-другому, поскольку основной причиной нынешнего кризиса стала пандемия коронавируса – ситуация, с которой мир за современную историю еще не сталкивался, - говорит Олег Репченко. - Сначала локдаун весной и в начале лета 2020 года: тем, кого перевели на удаленку, жить в четырех стенах в городской квартире было куда менее приятно, чем за городом. Многие компании и после снятия ограничений оставили как минимум часть сотрудников на удаленке, поэтому они оказались не привязаны к офисам в Москве. За год пандемия никуда не делась, и люди все больше приспосабливаются к жизни в новых условиях».
Поэтому ценность «второго дома» растет. Многие хотят иметь место, куда можно уехать в пандемию, особенно если есть возможность работать удаленно. И это может быть не только дача или загородный дом, но и жилье в другом регионе или даже стране.
В апреле 2021 года портал IRN.RU провел онлайн-голосование, в рамках которого задал читателям вопрос: «Какую недвижимость вы бы купили в качестве «второго дома»?» Самым популярным ответом (43,3%) стал загородный дом или дача, что неудивительно: в прошлом году многие «самоизолировались» именно на даче (см. «Кому война, а кому мать родна: «коронакризис» пошел на пользу загородной недвижимости»).
Зато второй по популярности ответ удивляет. Каждый пятый участник онлайн-голосования хотел бы купить курортную недвижимость за границей – вопреки закрытым границам и существенному подорожанию зарубежного жилья для россиян из-за девальвации рубля. Чуть меньше читателей IRN.RU (18,8%) проголосовали за вторую квартиру в своем же городе. Курортную недвижимость в России приобрели бы 11,4% ответивших, 4,3% выбрали бы просто квартиру в другом регионе. Выбравшие вариант «другое» говорили о палатке, комнате в коммуналке и мобильном доме с удобствами в габаритах контейнера.
Об основных трендах в сегментах второго жилья рассказали эксперты в ходе онлайн-конференции «Загородная, курортная и зарубежная недвижимость: где купить «второй дом»?»
По данным компании «Миэль», за последний год число сделок на загородном рынке выросло на 30%, а цены – на 20%. «Интерес к загородной недвижимости продолжает расти. На это влияет, в первую очередь, пандемия, которая закрыла свободный выезд в большинство зарубежных стран. Кроме того, определенную роль сыграл налог на депозиты – это в принципе увеличило инвестиционную привлекательность всей недвижимости», - объясняет председатель совета директоров сети «Миэль» Марина Толстик.
Из-за высокого спроса ликвидные объекты быстро раскупаются, что привело к заметному снижению объемов предложения на загородном рынке. По данным компании «Инком-Недвижимость», на первичном рынке в загородном сегменте объемы сократились на 65%. Из-за этого сформировался дефицит ликвидного предложения. Например, на Алтуфьевском и Варшавском шоссе в июне вообще ничего не продавалось на первичном рынке. По словам заместителя директора департамента загородной недвижимости «Инком-Недвижимость» Олега Новосада, лидируют по доле в общем объеме предложения Новорязанское (16%), Каширское (11%) и Новорижское шоссе (10%).
Рост интереса к российским курортам начался задолго до пандемии. По словам генерального директора консалтинговой компании Macon Ильи Володько, спрос растет с 2014 года. «Многие из тех, кто ранее искал жилье за рубежом, в результате санкций и девальвации рубля обратили внимание на российские курорты. Они раньше могли себе позволить недвижимость, допустим, в Болгарии или небольшом городке Испании. Но из-за девальвации рубля российская недвижимость оказалась заметно дешевле, что привлекло дополнительных покупателей. Пандемия усилила эти тенденции, поскольку границы оказались закрыты, а российский юг – доступен». В результате цены на недвижимость, например, в Анапе за год выросли на 20%, в Сочи – еще сильнее.
Самый популярный и дорогой российский курорт – это Сочи. Еще до Олимпиады многие говорили о том, что недвижимость в Сочи переоценена, но цены на жилье с тех пор только растут. В прошлом году цены на вторичном рынке выросли примерно на 20-25%, на новостройки – на 30-40%. Непонятно, сколько еще сохранится этот тренд и когда цены упрутся в потолок. «Можно сказать, что для жизни и отдыха Сочи в ближайшие годы останется наиболее комфортным, поскольку там активно развивалась инфраструктура. Однако в других курортных городах – Геленджик, Анапа, Туапсе – цены ниже в полтора-два раза, а инфраструктура отстает не на столько сильно», - отмечает Илья Володько.
Однако даже в Сочи можно найти достаточно доступные варианты, особенно на вторичном рынке. Так, по данным «Миэль», в Лазаревском районе однушку недалеко от моря можно купить по цене от 2 млн рублей, в центральном Сочи цены на однокомнатные квартиры на вторичном рынке начинаются примерно от 2,2 млн рублей.
Высокая популярность варианта покупки зарубежной недвижимости в онлайн-голосовании IRN.RU – это скорее мечты россиян, чем реальный спрос. По данным Knight Frank, число сделок с высокобюджетной зарубежной недвижимостью со стороны россиян за год снизился на 30%. «Большинство клиентов ждут, когда откроют границы. Наиболее востребованы страны, предоставляющие вид на жительство при покупке недвижимости, – Греция, Кипр, Испания, Португалия», - говорит директор департамента зарубежной недвижимости и частных инвестиций Knight Frank Марина Шалаева.
При этом, по словам эксперта, в мире в целом спрос на недвижимость в западных странах сохранился и в конце 2020 года начал расти. Даже в Италии, стагнировавшей еще с кризиса 2008 года и начавшей восстанавливаться только в 2017 году, в прошлом году, по данным Knight Frank, цены выросли примерно на 1,5-2%. Интересно, что двигателем спроса там тоже является загородный сегмент, к которому в пандемию вырос интерес со стороны самих итальянцев.
Таким образом, сейчас сегменты «второго дома» чувствуют себя даже лучше, чем в более экономически стабильные годы. Особенно это касается загородной и курортной недвижимости.