Недавно аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» закончил работу над исследованием рынка таунхаусов Московского региона. Непривычный для России жилой формат реализован пока лишь на 57 участках, 10 из которых располагаются в черте города. Полугородской-полудачный образ жизни избрали около 500 семей. Чем они руководствуются, не всегда понимают даже продавцы таунхаусов.
Объем рынка таунхаусов составляет около 900 тысяч кв. метров, или чуть больше миллиарда долларов. Это примерно в десять раз меньше совокупного объема рынка многоквартирных домов-новостроек Москвы и Подмосковья. Средняя стоимость квадратного метра жилья в таунхаусах с учетом земли — 1256 долларов. На первый взгляд это гораздо дешевле московских квартир, чья цена колеблется в пределах 1800−1900 долларов за метр. Однако средняя площадь квартир-секций в таунхаусах достигает 229 кв. метров. В результате полная стоимость квартиры-секции в таунхаусах в среднем составляет порядка 300 тысяч долларов, что в 2−3 раза превышает среднюю стоимость типовой московской квартиры, и сравнима со стоимостью 3−4-комнатной квартиры в домах бизнес-класса.
Первый поселок таунхаусов появился в Москве, причем недалеко от центра: это «Сетунь» между Мосфильмовской и Минской улицами. (Кстати, «Сетунь» — один из немногих поселков таунхаусов, населенных не собственниками жилья, а арендаторами.) В начале 90-х годов первыми поселенцами в нем были иностранцы, прибывшие в столицу в длительные командировки. В те неспокойные в криминальном смысле времена их выбор был понятен: изолированные от внешнего мира домики на берегу озера на две-четыре семьи практически недоступны для злоумышленников благодаря непроницаемому бетонному забору и жесткой охране.
Новоприбывшие гости из-за рубежа уже предпочитают многоквартирные новостройки бизнес-класса: уход за таким жильем проще, а безопасности столько же. Теперь московские таунхаусы раскупают преимущественно москвичи. И строятся такие поселки совсем далеко от центра. Например, кварталы таунхаусов в Куркине, где относительно недорого можно получать удовольствие от житья «на земле», без соседей сверху и с московской пропиской. Впрочем, на той же Мосфильмовской улице, то есть близко от центра, имеется поселок с самым экстравагантным названием «Ы» и с самым изобретательным менеджментом: для его обитателей управляющая компания открыла целый зоопарк с полусотней зверей. Вероятно, чтобы связь с природой ощущалась более отчетливо.
— Со строительной точки зрения таунхаусы часто оказываются оптимальным решением, — полагает один из авторов исследования, руководитель проекта «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко, — когда параметры площадки позволяют возвести только малоэтажное жилье, а застройка отдельными коттеджами приводит к слишком малому выходу полезных площадей. С психологической точки зрения отечественный потребитель постепенно привыкает к новому формату жилья по западному образцу.
В Подмосковье большинство поселков таунхаусов расположено в пределах 15-километровой зоны, преимущественно по Ярославскому, Дмитровскому и Калужскому шоссе. Но попадается этот гибрид города и деревни и на престижных Рублевке и Новой Риге. Последнее обстоятельство весьма загадочно: зачем покупать часть дома с крохотным участком за полмиллиона долларов, если за те же деньги можно обзавестись виллой где-нибудь на Киевском шоссе? Где гораздо больше простора и в визуальном смысле, и в практическом: если обустраивать жилище обитатель таунхауса волен почти как ему вздумается, ограничения минимальны, то на десятиметровом пятачке перед входом ему позволены лишь клумбы и живые изгороди, да и то из утвержденного ботанического списка. Даже собачку выгуливать приходится за оградой поселка, дабы не испортила публичные газоны.
В поисках ответа корреспондент «Известий» решила прогуляться по улицам «Барвихи-2» — успешно распроданного поселка таунхаусов. Чудным июньским вечером здесь можно встретить лишь две-три семьи да бригады армянских строителей, дружно покуривающих на хозяйских ступеньках. Хотя среди владельцев секций числятся и попсовые звезды, и высокопоставленные чиновники. Самая навязчивая ассоциация, вызванная общим впечатлением, которое производит приличный загородный поселок таунхаусов, — элитный пансионат. Природа — за общим забором, дети — на общей площадке, шумные развлечения — только в гармонии с общественными интересами. Единственное отличие — добывать еду, готовить и убираться в «номерах» надо самостоятельно. Впрочем, в иные пансионаты пожить пускают и прислугу.
После долгого раздумья менеджер компании, продающей таунхаусы на Рублевке, нашла ответ на вопрос о мотивах своих клиентов: «Для них это даже не второе и не третье жилье, а четвертое-пятое. Но вдруг — еще полмиллиона долларов обломилось! Квартиры и виллы здесь и за рубежом у них уже есть, а таунхауса еще нет. Вот и берут».