Где купить квартиру: комфортные и не очень окраины Москвы
Иногда «замкадье» даже лучше районов внутри МКАД
Жизнь на окраине Москвы или даже за МКАД сейчас представляется не такой печальной, как несколько лет назад. Здесь развивается инфраструктура, появляется метро, а благоустройство порой не уступает центральным московским паркам. Редакция IRN.RU выяснила, в каких районах «старой» Москвы по обе стороны от «кольца» комфортно жить, а какие пока остаются депрессивными окраинами.
Границы стираются
Квартиры на окраинах даже внутри МКАД стоят намного дешевле, чем в среднем по городу. Так, по данным рейтинга районов Москвы от IRN.RU, средние цены на вторичном рынке в большинстве прилегающих к МКАД районов составляют 150 000 – 180 000 рублей за кв. м против 200 400 рублей в целом по Москве. А вот разница с «замкадьем» не такая большая. Средняя цена в районах за МКАД (без учета Новой Москвы) составляет 156 600 рублей за кв. м.
На рынке новостроек ценовая граница по МКАД тоже размывается. Так, по данным агентства недвижимости «Бон Тон», в проектах за МКАД средняя цена метра составляет 172 000 рублей, на окраинах внутри кольцевой – всего на 6% выше (182 200 рублей). А в основном объеме новостроек между ТТК и МКАД средняя цена составляет 270 700 рублей за кв. м – уже значительно выше, чем на окраинах.
Аутсайдеры внутри МКАД
Традиционно более престижными считаются западные, юго-западные и северо-западные окраины Москвы, менее комфортными – районы на юге, юго-востоке и востоке города. К наиболее депрессивным столичным районам принято относить Бирюлево (Западное и Восточное) и Капотню. И не безоснований.
«Капотня – это, пожалуй, эталонный пример района с плохой транспортной доступностью, причем не только из-за отсутствия метро, но и в силу особенностей географического положения, так как он отрезан от «континентальной» Москвы рекой, - говорит Игорь Козельцев, генеральный директор УК «Развитие». - «В комплекте» – соседство с нефтеперерабатывающим заводом (Москва-река отделяет район от соседнего Братеева, а от Марьино и Люблино район отделен промзоной – прим. ред.)».
В этом году появились масштабные планы развития Капотни. «Некоторые из них уже воплощены: так, в Капотне облагородили почти 60 га, появилась современная набережная протяженностью почти 2 км, проложен единый велопешеходный маршрут в соседний район Марьино, экотропы и смотровые площадки, - рассказывает Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «Бест-Новострой». - Однако в транспортном отношении Капотня по-прежнему остается одним из наиболее труднодоступных районов столицы: добраться сюда можно только автобусом, на собственном авто или на такси». Пока такая ситуация сохраняется, район абсолютно не интересен девелоперам: новостроек здесь не было и нет.
В Бирюлево похожие проблемы. Правда, при отсутствии метро здесь есть хотя бы железная дорога (Павелецкое направление). С точки зрения экологии и «отрезанности» района хуже в Западном Бирюлево. Он зажат между железной дорогой на востоке и промзоной на западе. «Промзона «Бирюлево» не осваивается застройщиками, как многие «промки» на западе и севере Москвы, поэтому улучшение экологической ситуации пока не ожидается», - отмечает Игорь Козельцев.
В Восточном Бирюлево ситуация лучше: район находится дальше от промзон, ближе к метро «Царицыно», на его территории расположены Бирюлевский дендропарк и частично Царицынский парк. Поэтому заместитель директора департамента новостроек «Инком-Недвижимость» Валерий Кочетков считает район незаслуженно обделенным вниманием – наравне с расположенными поблизости Орехово-Борисово и Зябликово. «В этих спальных районах ещё пока доступные цены и вполне комфортные условия для жизни, а также представлено незначительное количество проектов, таких как ЖК «Загорье», «Ясеневая 14», «Fresh», - говорит эксперт.
Становится лучше
Многие районы на окраинах можно назвать неоднозначными. В них есть как промышленные зоны, так и парковые пространства, некоторые кварталы могут быть удалены от метро, в то время как другие находятся в пешей доступности.
«Например, в районе Люблино существенная часть занята бывшими промышленными территориями, которые сейчас как раз активно застраиваются (ЖК «Люблинский парк» и «Станция Л»). При этом в районе отлично развита вся инфраструктура, отлично налажена сеть общественного транспорта, есть метро», - говорит Роман Родионцев, директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet.
За последние годы заметно улучшилась ситуация в Марьино и Братеево. «В Братееве летом 2018 год открылся парк «Братеевская пойма», а осенью текущего года появилась благоустроенная набережная с беседками, зонами активного отдыха и променадом, - рассказывает Ирина Доброхотова. - В районе Марьино в июле открылась платформа МЦД «Курьяново» (ранее поезда проходили этот участок без остановки), теперь новым видом транспорта могут пользоваться и жители ЖК «Домашний». В 2017 году здесь обновили Братиславский парк, в 2018-м после реконструкции открылся Парк 850-летия Москвы, в 2019 году – Дюссельдорфский парк, появилось несколько новых пешеходных пространств, открылся новый спортивно-оздоровительный комплекс». В Марьино, по данным «Бест-Новострой» ведутся продажи в 3 проектах: «Домашний», «Тополя» и «16 уровень».
Активно застраивается в последнее время район Западное Дегунино. По данным Est-a-Tet, здесь ведутся продажи сразу в 7 проектах. «Жители района Западное Дегунино могут воспользоваться сразу несколькими станциями метро – «Ховрино», «Селигерская» и «Верхние Лихоборы», которые расположены в граничащих районах», - говорит Роман Родионцев.
Среди районов, которые заметно улучшили свою репутацию в последние годы, Валерий Кочетков отмечает Левобережный и Ховрино. «Я бы выделил районы Левобережный и Ховрино в САО. За последнее десятилетие в этих районах была проведена масштабная комплексная реконструкция. Все дома старой пятиэтажной постройки были снесены, а на их месте построены современные новостройки. Реконструкция Северного речного вокзала и обновление парка возле него сделали эти районы более привлекательными для покупателей».
Эти же районы как перспективные выделила управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка, добавив к списку Покровское-Стрешнево: «Здесь возводятся востребованные жилые комплексы: «Акватория», Discovery, Discovery Park, City Bay. Во-первых, в этих районах сохранилось немало больших зеленых пространств, которые выгодно отличают местную экологическую обстановку от окраин юга или юго-востока. Во-вторых, ситуация с окружающей средой улучшается благодаря активному освоению промзон, тогда как многие производственные кварталы в других уголках Москвы девелопмент почти не затрагивает. В-третьих, продление зеленой и салатовой веток метрополитена существенно улучшило транспортную доступность здешних локаций. Этому будет способствовать и появление здесь центральных диаметров, а также строительство новых магистралей (СВХ и СЗХ)».
За МКАД тоже неплохо. Но не везде
По данным Est-a-Tet, в 9 районах «старой» Москвы за МКАД в продаже есть новостройки, при этом 71,5% от общего объема предложения сосредоточено в трех из них – Некрасовке, Солнцево и Южном Бутове. Немного другие цифры по распределению объемов предложения у АН «Бон Тон». По словам генерального директора компании Наталии Кузнецовой, львиная доля предложения новостроек (72%) делится между 4 районами: Некрасовка (ЮВАО) - 26,7%, Солнцево (ЗАО) - 18,9%, Южное Бутово (ЮЗАО) - 16,7%, Ново-Переделкино (ЗАО) - 10,1%.
«В «замкадных» районах реализуется по 1-2 проекта, которые очень востребованы у покупателей. В Некрасовке это жилые комплексы «Квартал Некрасовка» и «Некрасовка», в Солнцево – «Лучи» и «Мещерский лес», в Южном Бутове – «Столичные поляны», в Кунцеве (на территориях района, расположенных за МКАД – Рублево, Рублево-Архангельское и Мякинино) – «Мякинино Парк», в Митино – «Мир Митино» и недавно вышедший в реализацию «Аквилон Митино», в Ново-Переделкино – ЖК FoRest», - рассказывает Роман Родионцев.
Метро давно дотянулось до многих районов за МКАД. В Бутово, Митино и Новокосино метро есть уже много лет, за последние пару лет подземка пришла в Солнцево и Ново-Переделкино, Некрасовку, Косино-Ухтомский, Жулебино. «За счет наличия станций метро добраться из этих районов до центра города стало гораздо проще, чем из окраинных районов внутри МКАД, таких как Восточное Дегунино, Дмитровский, Бирюлево Восточное или Капотня», - отмечает эксперт.
К наиболее комфортным и благоприятным для проживания районам можно отнести Южное Бутово, Митино, Солнцево и Ново-Переделкино. Они характеризуются хорошей транспортной инфраструктурой, высоким уровнем развития торговой и социально-бытовой инфраструктуры, наличием лесопарковых зон и водоемов. «На мой взгляд, за МКАД самые удобные районы находятся на западном и северо-западном направлении, - говорит Игорь Козельцев. - Прежде всего я бы выделил район Митино. С одной стороны, это сложившийся давно район, то есть здесь не такая плотная застройка как, скажем, в Некрасовке, поэтому нагрузка на инфраструктуру ниже. В Митине хорошая транспортная доступность – две станции метро, от которых до центра можно добраться за 35-40 минут. С трех сторон район окружают лесопарки, поэтому экология лучше, чем во многих районах внутри МКАД».
А вот в юго-восточном московском «замкадье» ситуация сложнее. С одной стороны, здесь идет активное строительство, поэтому жилой фонд свежий. Но это влечет за собой и проблемы. «Косино-Ухтомский и Некрасовка начали застраиваться недавно, поэтому здесь есть проблемы с перекосом в пользу жилых объектов, - признает Надежда Коркка. - Местным жителям не хватает коммерческой и социальной инфраструктуры, современных городских пространств, благоустроенных зеленых зон. Вместе с тем местные новостройки весьма востребованы, так как продаются примерно на 30-40% дешевле, чем в среднем жилые комплексы Москвы аналогичного класса внутри МКАД. То есть многие покупатели готовы мириться с неудобствами, если есть возможность сэкономить на цене жилья. Многие рассматривают приобретение квартир здесь как временное решение, немало квартир сдается в аренду, что формирует соответствующую социальную атмосферу».
Среди других недостатков Роман Родионцев называет экологическую ситуацию: «Рядом с новостройками функционирует один из крупнейших мусоросжигательных заводов (МСЗ-4) и недавно запущенный крупный мусоросортировочный комплекс. Кроме того, рядом с жилой застройкой действует ряд промышленных предприятий и Люберецкие очистные сооружения».
Перспективы
Эксперты ожидают дальнейшего развития столичных окраин. «Среди перспективных районов за МКАД можно назвать Молжаниновский район (САО), в котором перспективы застройки могут составлять не мене 3,5 млн кв. м. В районе Западное Дегунино (САО) ожидается развитие промзоны «Коровино». В районе Чертаново Южное (ЮАО) готовится к старту масштабный проект ЖК «Зелёная Вертикаль», - говорит Наталия Кузнецова. Ирина Доброхотова также выделила Внуково и Северный, поскольку туда планируют продлевать метро.
«Власти Москвы сознательно проводят политику улучшения благоустройства и развития социальных объектов на окраинах. Они стремятся сделать карту Москвы более однородной с точки зрения качества жизни. Это будет стимулировать застройщиков начинать проекты в разных локациях, а также снимет нагрузку с инфраструктуры в благополучных районах города», - резюмирует Игорь Козельцев.