Этой весной рынок жилой недвижимости столкнулся с существенными ограничениями и ощутимым снижением спроса. О том, как компания TEKTA GROUP приспосабливалась к карантину и налаживала продажи, а также о перспективах развития рынка рассказывает коммерческий директор TEKTA GROUP Елизавета Севастьянова.
Пандемия коронавируса стала неожиданным и уникальным вызовом для всего мира, к которому, как оказалось, не был готов никто. Да и невозможно, наверное, было подготовиться. Еще в феврале аналитики делали прогнозы об умеренном росте рынка, не думая ни о скором закрытии офисов продаж, ни о полной остановке строительства. А уже в конце мая мы все оказались в новой реальности. По разным оценкам, в первые недели спрос упал на 30-60%. Телефоны менеджеров замолчали. Отменялись визиты на объекты. Коллеги перебирали самые пессимистические сценарии.
В апреле, по данным Росреестра, продажи жилья в новостройках Москвы упали на 44%, к предыдущему месяцу. В мае – еще на 20%. Для сравнения: в Tekta Group число сделок в апреле сократилось менее чем на треть, что значительно лучше среднерыночного результата. А в мае продажи выросли к апрелю в 1,5 раза.
В период самоизоляции мы не свернули активность и продолжили продавать квартиры, задействовав все доступные маркетинговые инструменты. Мы оперативно и без каких-либо трудностей запустили сервис онлайн-бронирования и дистанционной покупки квартир, машино-мест и кладовых помещений. Фактически, переход в онлайн не сказался на частоте общения с клиентами и полноте предоставляемой информации. Менеджеры могли все также консультировать покупателей, демонстрировать визуализации, планировки, проводить трехсторонние переговоры и осуществлять все этапы сделок без посещения клиентами офиса, вплоть до проведения оплаты.
На удивление, наши покупатели оказались готовы к переходу в онлайн. В апреле число посещений сайтов жилых комплексов выросло, качество трафика также изменилось в лучшую сторону. В мае мы зафиксировали увеличение глубины просмотра страниц и времени посещения сайтов на четверть, а также перевыполнили план по обращениям на 15%.
В период самоизоляции особенно возросла роль визуальных материалов, представленных девелоперами онлайн. Это подтолкнуло нас быстрее обновить сайты проектов. Мы увеличили количество видеороликов и фотографий, улучшили навигацию, предложили посетителям наглядную систему подбора планировок в зависимости от этажа и видовых характеристик. Например, на сайте городских резиденций Spires можно изучить панорамные виды, открывающиеся из окон разных корпусов и с разных этажей, посмотреть небольшой фильм о проекте, детально представить себе будущий двор, холлы, окружение комплекса.
Благодаря налаженным за годы работы партнерским отношениям с банками нам удалось одними из первых подключиться к программам выдачи субсидируемой ипотеки. Уже с 20 апреля (официальный старт программ был назначен на 1 мая 2020 года) покупатели квартир в проектах Tekta Group могли взять кредит по рекордно низкой ставке — от 6% годовых на весь период кредитования. Кроме того, в квартале NOW мы подключили специальную программу субсидирования в партнерстве с банком ВТБ. Она позволила нашим клиентам получить ипотечные каникулы на полгода по ставке от 0,5% годовых.
В том числе мы анонсировали ряд стимулирующих программ, среди которых — дополнительные скидки до 2,5 млн рублей при 100% единовременной оплате договора онлайн и беспроцентная отсрочка платежей по ряду проектов.
А уже в мае огромную роль сыграла расконсервация строительных площадок и возобновление работ. Обеспечить быстрый старт производственных процессов позволило сотрудничество Tekta Group с крупнейшими на рынке подрядчиками.
Локомотивом возобновления спроса стали проекты бизнес-класса «Big Time. Городской квартал» и «NOW. Квартал на набережной». В этом сегменте спрос просел не так сильно, как в премиум-классе и уже в мае мы вышли на докарантинные показатели.
В мае число звонков от клиентов, интересовавшихся этими объектами, выросло почти на 30%. Как только появилась возможность, люди начали записываться на просмотры квартир, выросло количество бронирований. Так, если в апреле в городском квартале Big Time мы сумели продать 16 квартир, то уже в мае эта цифра выросла вдвое — до 32 завершенных сделок с клиентами. В комплексе NOW в мае мы заключили 31 сделку.
В то время, когда в Москве действовал режим самоизоляции, мы решили попробовать новый для себя канал коммуникации с клиентом – видеорекламу в онлайн-кинотеатрах. Ролики, встроенные в киносервисы, — один из наиболее перспективных и быстрорастущих сегментов рынка онлайн-рекламы. Об этом говорят как западные, так и российские тренды. С начала действия ограничений онлайн-кинотеатры начали активнее предлагать подписку и расширять аудиторию, чем мы и решили воспользоваться. Однако в случае с рекламой жилых комплексов канал решает исключительно имиджевую задачу и неэффективен для наращивания продаж. Зрители, настроившись на просмотр, демонстрируют низкую вовлеченность и в моменте не готовы к переключению внимания на выбор квартиры. В итоге мы решили снизить бюджет, выделенный на этот медиаканал.
Последствия пандемии, скорее всего, мы будем ощущать до конца года. Мы ожидаем, что отложенный спрос, сформированный за время самоизоляции, в ближайшее время будет удовлетворен. После этого мы увидим снижение числа сделок. В конце лета-начале осени рынок Москвы может столкнуться с рецессией. Объемы продаж в определенных сегментах снизятся на 10-15%.
Кроме того, рынок ждет снижение объемов строительства. По нашим прогнозам, — до 15-20% в течение ближайших лет. Мы планируем вывод в реализацию нового объекта в этом году. Но мы видим, что многие застройщики свернули свои инвестиционные программы еще в 2019-м из-за перехода рынка на эскроу-счета и возникшей неопределенности.
Вместе эти факторы — сокращение и спроса, и предложения, — вероятно, будут поддерживать цены на жилье на прежнем уровне. Пока мы не видим предпосылок ни для их падения, ни для значительного роста в краткосрочной перспективе.
Одновременно в 2020-2021 годах продолжится переход девелоперов на проектное финансирование и эскроу-счета. Пока только 38% московских проектов строится по такой схеме. С одной стороны, расходы компаний на администрирование процессов, выплату процентов по кредитам, продолжат расти. С другой — проектное финансирование позволит снизить зависимость застройщиков от объемов продаж и смягчить последствия кризисных явлений, связанных с эпидемией и нестабильностью.
Восстановление рынка обещает быть длительным. По прогнозам Минэкономразвития и ЦБ, экономика может вернуться на докризисный уровень только в 2022-2023-м годах. Мы думаем, что в таких условиях число девелоперов на рынке неизбежно сократится. Ряд игроков не смогут пережить кризис, дать старт новым проектам и справиться с довольно агрессивной политикой крупнейших девелоперов, купивших большие объемы земли.
Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Автор – Елизавета Севастьянова, коммерческий директор TEKTA GROUP. Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции