В Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в законодательные акты, регулирующие порядок изъятия земли под многоквартирными домами (далее — МКД). Цель документа благая – заставить чиновников выплачивать справедливую компенсацию собственникам квартир. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.

Проблемы действующего порядка изъятия участка под МКД

Законодательство РФ разрешает изымать участки под многоквартирными домами (глава VII.1 ЗК РФ). Власти вправе изъять землю для строительства и реконструкции объектов, предусмотренных документами территориального планирования и утвержденных проектами планировки. Кроме того, государство изымает участки для расширения охраняемых природных территорий, в случае признания дома аварийным и подлежащим расселению и так далее. В соответствии со статьей 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества (а значит, и участка под МКД) происходит при условии предварительного и равноценного возмещения.

ЖК РФ (ст. 32) указывает, что в сумму возмещения входит рыночная стоимость общего имущества МКД. Участок, на котором стоит дом, считается общим имуществом. Следовательно, домовладельцы получают возмещение и за него. Однако здесь возникают проблемы. Многие участки в регионах под МКД, построенные до 2004 — 2005 г.г., до сих пор не зарегистрированы в ЕГРН. И если исходить из норм закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, то эти земли не являются объектами гражданского оборота. Их нет. А то чего нет, нельзя изъять и оценить. Поэтому статья 16 закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. указывает, что если дом стоит на участке, который не зарегистрирован в ЕГРН до вступления в силу ЖК РФ, то любой домовладелец многоквартирного дома вправе заявить об образовании этого участка (ч.3 ст.16).

Однако большинство наших граждан активны только в социальных сетях и интересуются событиями исключительно в масштабах страны и мира. В результате многие участки (и не только под МКД) до сих пор не зарегистрированы. Учитывая это обстоятельство, законодатель разрешил изымать земли, не внесенные в ЕГРН (ст. 56.6 ЗК РФ), и предоставил муниципалитетам право самостоятельно образовывать участки под МКД даже при отсутствии заявлений собственников. При этом министерство строительства РФ рекомендовало местным органам власти образовывать участки под аварийными МКД по контуру (границе) домов. То есть не включать в общую площадь территории, прилегающие к зданию (приказ Минстроя № 153/пр от 07.03.2019 г).

Эти поправки и нормативные акты привели к массовому нарушению прав собственников в 2015-2019 гг. Региональные администрации изымали не зарегистрированные земли под МКД и занижали фактическую площадь участков (Решение Ленинского райсуда г. Саранска Республики Мордовия по делу № 2а — 1443/2016 от 22.04.2016 г) либо формировали участок по границе дома и не включали в него территории, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства здания. В результате граждане получали неравноценное и несправедливое возмещение за изъятое имущество. Такая ситуация привела к тому, что депутаты подготовили проект № 831790-7 о внесении изменений в ЗК РФ и в закон № 189-ФЗ о введении в действие ЖК РФ.

Предлагаемые новеллы

Законопроект запрещает изымать землю под многоквартирным домом, если участок, на котором стоит здание, не зарегистрирован в едином государственном реестре недвижимости. Кроме того, проект запрещает образовывать земельный участок по контуру дома без территории, предназначенной для обслуживания и эксплуатации здания. Вот и все новеллы.

Значение поправок для страны и регионов

Для Москвы или Санкт-Петербурга законопроект мало актуален. В этих городах земля стоит дорого, участки внесены в ЕГРН, и нет бесхозных территорий. Возмещение, выплачиваемое домовладельцам (при изъятии или реновации), соответствует доле в праве собственности и рыночной стоимости участка.

Поэтому гораздо большее значение новеллы имеют для регионов. За пределами МКАД есть много зданий, расположенных на участках, не внесенных в ЕГРН. После принятия закона собственники квартир в домах, подлежащих сносу в Самаре, Томске, Новосибирске, Казани, Волгограде, Саратове, Чите, Владивостоке и других региональных центрах, смогут претендовать на равноценное возмещение за изъятый земельный участок. Для этой категории граждан новый закон имеет положительное значение.

Проблемы определения границ участка при точечной застройке

В то же время принятие законопроекта в предложенной редакции приведет и к проблемам. В 90-е и в начале «нулевых» в российских городах процветала точечная застройка. Строители при попустительстве властей возводили здания с нарушением норм. Например, в прошлом году во время поездки на судебное заседание в один из приволжских городов я видел классический пример точечной застройки 90-х. Девелоперы возвели шестнадцатиэтажные здания «впритык» с трех- и двухэтажными домами постройки 40-х и 50-х гг. И если земля, на которой стоят старые дома, не учтена в ЕГРН, то чиновники просто не смогут внести сведения в реестр при изъятии. Образовать участок по контуру дома будет нельзя. А если сформировать участок с учетом придомовой территории, то придется «отрезать» часть земли у домовладельцев, живущих в зданиях, построенных в 90-е годы. А потом что делать? Выплачивать возмещение собственникам аварийных домов и возвращать землю прежним домовладельцам? Получается бессмысленная ситуация. Об это следует подумать ещё до принятия закона.

Принятие закона затянет расселение аварийных домов в российской глубинке

Предложенный вариант закона осложнит ситуацию и с расселением аварийного жилья в российской глубинке: в районных городках, поселках городского типа, поселениях, городах-спутниках. Напомню, что сегодня расселением заведуют местные власти. Администрация признаёт дом аварийным, подлежащим сносу и выносит постановление. После того, как собственники — жильцы отказываются самостоятельно снести дом, чиновники обязаны изъять участок и квартиры и предоставить гражданам новое жилье либо выплатить деньги (ст. 32 ЖК РФ). Понятно и ясно. Однако дьявол скрывается в деталях. Скудные региональные бюджеты испытывают хронический недостаток средств. Поэтому власти специально затягивают изъятие земли и не выплачивают возмещение собственникам. Между признанием дома аварийным и решением об изъятии участка проходят годы. Доходит до того, что жильцы подают в суды иски и требуют обязать власти изъять участок и жилые помещения и выплатить компенсации, представить новые квартиры (решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). При желании читатели найдут десятки (если не сотни) таких дел на судебных сайтах.

Оправдывая бездействие, чиновники ссылаются на то, что «земельный участок под многоквартирным домом на кадастровом учете не состоит...». Поэтому в соответствии со «ст.ст. 1, 5, 7, 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не признается недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и не является объектом гражданских прав». Следовательно, «до внесения сведений в ЕГРН администрация муниципального образования не вправе распоряжаться и выкупать участок» (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а-2737/2017 от 24.10.2017 г).

Для затягивания изъятия администрации даже «ошибаются» при составлении межевых планов, что вынуждает Росреестр приостанавливать внесение сведений об участке в ЕГРН (Решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). В результате местные бюджеты не тратят деньги на выкуп земли, а граждане живут в аварийных домах.

Сегодня аргументы чиновников о невозможности изъять участок разбиваются о ч. 8 ст. 56.6 ЗК РФ, которая разрешает изымать землю, неоформленную в ЕГРН. Ссылаясь на эту норму, судьи признают бездействие властей незаконным и обязывают изъять участок под МКД (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а — 2737/2017 от 24.10.2017 г). Запрет изъятия земли под МКД, не учтенной в реестре, облегчит жизнь чиновникам. Местная власть получит в руки желанный повод для отказа в изъятии и выкупе участка. А уж затянуть процедуру внесения сведений в ЕГРН чиновники смогут. В этом нет ничего сложного. Поэтому законодатель обязан нивелировать этот риск. Иначе люди будут годами жить в аварийном и ветхом жилье.

Выводы

Предлагаемый законопроект защищает права собственников при изъятии земли под МКД и гарантирует им справедливое возмещение. Однако он актуален только для российских регионов и при этом вызывает некоторые вопросы. Так, непонятно, каким образом местные власти смогут сформировать полноценный участок не по контору дома, если его нельзя сформировать? Вторым негативным последствием закона станет нарушение сроков расселения жителей аварийных домов в российской глубинке. Местные администрации уже сейчас затягивают изъятие земли, на которой стоят ветхие дома. А после принятия закона у них появится железный аргумент для волокиты. Понятно, что суды будут обязывать чиновников формировать участки и вносить сведения в ЕГРН. Но это слабое утешение. Поэтому законодатель должен предусмотреть негативные моменты и минимизировать их влияние.