По данным «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства», в России насчитывается более 2000 проблемных многоквартирных домов. Кто-то из застройщиков сам старается справиться с трудностями, если речь, например, идет о «простом» затягивании сроков строительства, а за кем-то приходится доводить до ума брошенный объект. Государство и компания-«достройщик» договариваются об условиях завершения стройки, и до сих пор наиболее популярной и эффективной схемой считалось предоставление девелоперу «компенсационного» участка земли. Однако изменения законодательства о долевом строительстве, принятые в связи с переходом застройщиков на проектное финансирование, буквально связывают девелоперам руки.
За годы существования долевого строительства механизм «достройки» более-менее отладился. Прошли времена, когда высокие чиновники на очередной волне кризиса в отрасли цедили через губу обманутым дольщикам, вы, мол, сами виноваты, плохо разбираетесь в бизнесе, неправильно распорядились инвестициями. Теперь обманутые дольщики – это социально-политическая проблема, подрывающая престиж власти. И эту проблему надо решать, то есть найти инвестора, который достроит объект «за того парня».
Бывает, что подходящая кандидатура не находится, и «тогда город самостоятельно выделяет средства на завершение строительства. Например, так произошло с известными столичными проектами-долгостроями ЖК «Терлецкий парк», «Академ-Палас» и «Царицыно-2» - комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE. Но, как отмечают эксперты, это случается редко.
Большинство проектов достраивают компании, как правило, за собственные деньги, и чтобы «достройщику» проект был интересен, власти предоставляют ему преференции. Компания, которой дается столь ответственное поручение, должна соответствовать определенным критериям, прежде всего – быть финансово устойчивой. Ведь перед глазами у нас у всех стоит ужасный пример Urban Group: компания буквально надорвалась на достройке ЖК «Лайково» от СУ-155.
«Все проекты Urban Group – это небольшие жилые комплексы с оригинальной архитектурной концепцией и богатой инфраструктурой, а многолетняя стройка масштабного ЖК «Лайково» - совершенно не их формат. В итоге отличная от СУ-155 модель ведения строительного бизнеса, отсутствие опыта в строительстве подобных проектов вместе с внутренними управленческими проблемами во многом стали причинами банкротства Urban Group», - напоминает Елена Земцова, управляющий партнер компании Delta estate. Но, слава богу, положительных примеров больше: Capital Group, ФСК «Лидер», ГК «Инград», «Гранель», ГК «ПИК», по оценке эксперта, вполне успешно достраивают объекты в Москве и Московской области.
Например, сейчас ФСК «Лидер» в подмосковном Раменском достраивает девять корпусов ЖК «Новый Раменский» (один корпус был достроен в 2018 г.), а в Жуковском - ЖК «Гагаринский». «В 2019 году оба проблемных объекта будут введены в эксплуатацию, после чего ключи от своих квартир получат порядка 3200 дольщиков. Объем инвестиций в строительство ЖК «Новый Раменский» и ЖК «Гагаринский» составил 4,5 млрд рублей», - комментирует директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов.
Новый застройщик должен соответствовать требованиям, которые содержатся в обновленном 214-м законе. То есть иметь опыт участия в строительстве многоквартирных жилых домов не менее трех лет в качестве генподрядчика, застройщик или техзаказчика, располагать разрешениями на ввод в эксплуатацию как минимум 10 000 квадратных метров жилья (проще говоря, построить хотя бы дом) и иметь на счету не менее 10% от стоимости предстоящего строительства. Как дополняет Павел Брызгалов, выбирают из тех компаний, которые возводят свои объекты рядом с проблемным, чтобы перенос производственных мощностей был безболезненным. Плюс стараются учесть интересы компании в конкретном районе.
Впрочем, никто не обещает, что будет легко: компании, взявшейся за достройку, предстоит преодолевать трудности. К ним эксперты относят негативную репутацию долгостроя, с которой приходится бороться, дополнительные финансовые издержки, время, которое, возможно, придется потратить на пересмотр параметров проекта. И никто не отменял задачи получить прибыль, а по мнению Александра Вусова, руководителя проектов оценочной компании «Апхилл», достройка проблемного объекта менее выгодна, чем строительство с нуля.
Но есть в положении «компании-спасателя» и плюсы, к ним можно отнести своеобразный «пиар на дострое»: обществу демонстрируется, что девелопер финансово благополучен и «социально ответственен». Извлекается и практическая польза - выстраиваются хорошие отношения с местной администрацией. А это, безусловно, важно для дальнейшей «карьеры» застройщика в данном районе.
Практически всегда проблемный объект достраивается за счет доходов компании – от реализации его других проектов, но может привлекаться и сторонний инвестор - например, банк. Так что девелопер напрямую заинтересован в успешности проекта.
Если стройка остановилась на начальной стадии и еще продано небольшое количество квартир, то проект вполне может быть прибыльным. Другое дело, если существенную часть квартир продал прежний девелопер. Тут приходится увеличивать количество лотов в продаже. В этом случае застройщики укрупняют исходный проект, либо наращивая этажи, либо расширяя площадь застройки, бывает, застройщику разрешают добавить секцию. Изменяется и неудачная квартирография: уменьшается площадь слишком больших квартир, которые явно будут тормозить продажи. Наконец, застройка может стать более плотной.
Таким образом удается как минимум окупить затраты, а при грамотном позиционировании проекта и получить прибыль, комментирует Елена Земцова (Delta estate). Например, ГК «Гранель» в ЖК «Малина» (бывший ЖК «Экопарк Нахабино» в Красногорском районе) увеличила общую площадь с 60 до 84 тыс. кв. м и сделала более мелкую нарезку квартир.
«Самой главной проблемой этого комплекса, которая и привела к долгострою, была неправильно рассчитанная квартирография и маркетинговая стратегия проекта. Так, квартиры больших площадей в малоэтажном жилом комплексе в Подмосковье не оправдали ожиданий прежнего застройщика. ГК «Гранель» в рамках реализации данного проекта перепроектировала комплекс и планирует также завершить строительство 29 корпусов ЖК общей площадью 84 тыс. кв. метров (добавится новое жилье, вписывающееся в архитектурный стиль)», - дополняет Рустам Арсланов, директор по продажам ГК «Гранель».
Не исключено, что «достройщику» надо будет применять более дешевые стройматериалы и разбираться с архитектурными «излишествами». Как объясняет Мария Литинецкая («Метриум»), тут тоже многое зависит от стадии проекта. Если каркас здания уже готов, то новый инвестор особо не лютует, но может ради экономии, например, исключить некоторые декоративные элементы и упростить отделку входных групп. Вообще, надо смотреть, насколько подробно прописаны характеристики объекта в ДДУ: «если прежний девелопер, не построивший комплекс, обещал лепнину на фасадах, но ничего не указал об этом в договоре, то новый девелопер имеет полное право отказаться от выполнения подобных архитектурных изысков», - заключает эксперт. В случае если недострой оказывается заброшен на длительное время, элементы возведенных конструкций могут прийти в негодность, и их потребуется отремонтировать или заменить, добавляет Александр Вусов («Апхилл»).
Если дом находится на начальной стадии строительства, преобразования могут быть серьезными. Бывает, что на месте задуманного типового панельного дома может быть построен монолитный по индивидуальному проекту или наоборот. Впрочем, тут имеется охлаждающий пыл момент: если инвестор задумает полностью переформатировать проект, то придется заново получать всю разрешительную документацию, а на это готов не каждый.
Чтобы оградить публику от неприятных ассоциаций с проектом-неудачником, девелоперы зачастую проводят полный ребрендинг, меняя название ЖК и позиционирование и выводя его на рынок уже как новый проект. Так ЖК «Экопарк Нахабино» стал ЖК «Малина», ЖК «Вертикаль» - ЖК «WellHouse», а ЖК «Солнцеград» переименовали в ЖК «Новое Измайлово», перечисляет Елена Земцова (Delta estate).
Помимо хорошего отношения застройщики получают от властей и бонусы. Как утверждает Рустам Арсланов (ГК «Гранель»), подмосковное правительство помогает быстрее реализовать проект, сокращая сроки согласования всей возможной документации. Государство может освободить застройщика от возведения социальных объектов. «Хороший пример в этом направлении - проекты Urban Group, достройку инфраструктуры в которых подмосковные власти взяли на себя», - замечает Елена Земцова (Delta estate).
«Это значит, что значительная нагрузка на себестоимость проектов будет снижена, и застройщику понадобится потратиться в основном на строительно-монтажные работы, которые оцениваются в Подмосковье в 35-45 тыс. рублей за кв. м», - комментирует Литинецкая. Если власти не готовы стать соинвестором, строительство детских садов и школ может лечь на плечи нового застройщика в обмен на преференции - новые участки под перспективное строительство, возможность увеличения плотности застройки, льготное подключение к инженерным коммуникациям.
Другой вариант, о котором говорит Александр Вусов («Апхилл»), - застройщик может возвести социальные объекты за свой счет, но после ввода в эксплуатацию они выкупаются муниципалитетом.
Самый распространенный и привлекательный для застройщика бонус – «компенсационный» участок для нового строительства, который предоставляют власти на льготных условиях. При этом доходы от строительства на данном участке застройщик направлял на достройку проблемного объекта. Но теперь эта спасительная схема оказалась под угрозой из-за перехода строительной отрасли на новую финансовую модель.
«С 1 сентября 2018 года по каждому строящемуся проекту девелопер обязан иметь счет в уполномоченном банке. Последний в свою очередь выступает контролирующим органом, обязанным при обнаружении факта нецелевого использования средств заблокировать все счета и сообщить в Фонд защиты прав дольщиков. То есть, согласно закону, выходит, что застройщик не может финансировать долгострои», - поясняет Мария Литинецкая («Метриум»).
Выходит, что компания, получившая компенсационный земельный участок, должна проекты достроить, ввести в эксплуатацию и только потом направлять деньги на спасаемую стройку. Но тогда пострадавшие дольщики будут ждать своих квартир еще бог знает сколько лет.
«Это самый острый вопрос, который сейчас стоит на повестке, - говорит Павел Брызгалов (ФСК «Лидер»). - Принятые в декабре поправки запрещают привлекать средства по ДДУ и обязывают застройщиков работать с эскроу-счетами, даже если разрешение на строительство было получено до 1 июля 2018 года. В связи с ужесточением требований к девелоперам многие из них будут отказываться от достройки проблемных объектов. В условиях, когда нужно быстрее строить, чтобы уменьшить кредитную нагрузку и получить доступ к эскроу-счетам, предпочтительнее вложить собственные средства или займы в свои проекты, а не достраивать их за кем-то».
Теоретически, можно, конечно, набрать кредитов. Но, как говорится, кто же ему даст? Эксперты сомневаются, что банки с радостью отнесутся к идее кредитования долгостроев.
По мнению Марии Литинецкой, властям необходимо предусмотреть схему, согласно которой инвесторы, достраивающие проблемные объекты, будут иметь право частично расходовать средства дольщиков на «чужие» объекты. Для этого, вероятно, придется вместо контроля банка обеспечить взаимодействие на уровне местных органов власти.
«Минстрой пообещал принять оперативные правки в закон, однако до настоящего времени проблема так и не была решена», - напоминает Дмитрий Логинов, руководитель юридического департамента АН «Бон Тон».
Сказать, что государство взирает на проблему с буддийским спокойствием, было бы неправильно. Сейчас «происходит процесс перехода властных полномочий по решению проблем обманутых дольщиков к Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства («Дом.рф»). «Дом.рф» сосредотачивает в своих руках обширный инструментарий помощи дольщикам, как в рамках процедуры банкротства, так и в области поддержки застройщиков, участвующих в достройке проблемных объектов. Кроме того, в 2018 году были приняты изменения в законодательство, позволяющие региональным бюджетам совместно с «Дом.рф» дофинансировать «недострои». Также планируется создание единого государственного застройщика, который будет заниматься достройкой проблемных объектов за счет средств Фонда и бюджетов», - перечисляет Дмитрий Логинов.
Судя по всему, все идет к тому, что в переходный период государство возьмет на себя финансирование проблемных объектов, используя опыт достройки проектов Urban Group, когда привлекаются бюджетные деньги. А какие-то вещи придется регулировать в ручном режиме. Но в нашей стране к таким решениям не привыкать.