Закон о «лесной амнистии»[1] не регулирует какие-то особые, отдельные правоотношения, касающиеся лесной сферы. Он просто-напросто вносит изменения в кодексы и федеральные законы.[2] Но это не умаляет его важности и значимости для россиян. О сути, целях и задачах «лесной амнистии» рассказывает данная статья.
Реформа «лесного законодательства» преследует две главные задачи. Во-первых, установить верховенство ЕГРН перед лесным реестром. Так, если в ГЛР[3] записано, что участок принадлежит лесфонду, а в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах) указывается, что он является частной собственностью и относится к иному типу земель, то правильной должна считаться информация из ЕГРН. Раньше было наоборот. Суды брали за основу сведения из лесного реестра и лишали граждан и юрлица их собственности. Под действие этих новелл подпадают участки, сформированные до 1 января 2016 года.
Вторая задача, которую решает закон, - вывести из ГЛР площади, которые уже давно фактически не относятся к лесам и не являются таковыми. Здесь речь идет об участках, сформированных до 8 августа 2008 года.
Прежде всего, это земельные владения, сформированные до 08.08.2008 года и официально выделенные дачникам, огородникам и СНТ, а также для личного подсобного хозяйства и строительства частного жилья.[4] При этом не имеет значения, что по данным лесного реестра и по сведениям, находящимся в ЕГРН, они относятся к лесному фонду. С момента вступления закона в силу их можно оформить в качестве земель населенных пунктов либо сельскохозяйственных угодий. Причем данную процедуру смогут провести не только первообладатели надела, но и лица, которые купили землю или получили ее по наследству. Это тоже очень важный момент.
Подпадают под «амнистию» и участки с возведенными на них объектами недвижимости, если, конечно, права субъектов на постройку были зарегистрированы до 1 января 2016 года. Теперь владелец здания сможет поставить землю под ним на учет и внести информацию в единый госреестр в общем порядке, опираясь на чертеж и описание участка на кадастровом плане территории.[5] И даже если его границы пересекаются с лесопарковым или лесным наделом, то это не может воспрепятствовать межеванию и внесению сведений в кадастр.
Далее, исключаются из лесных площадей участки, сформированные до 1 января 2016 года, если по данным лесного реестра они являются лесными территориями, а по сведениям, находящимся в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах), относятся к иной категории земель.[6] Это могут быть земли ИЖС, личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов и так далее. Главное теперь – то, что записано в ЕГРН.
Ну и наконец, закон разрешил проблему так называемых «подвисших» участков. Нередки ситуации, когда в результате межевания и уточнения границ надел целиком или частично «попадает» (либо «съезжает») в лесопарковую зону. Владельцы подобной земли просто не знали, что делать в таком случае. Теперь же вопрос прояснился. Государство исключает такой надел из лесного фонда, если его разрешенное использование противоречит лесопарковому режиму.
Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.
Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок - в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.
Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.
Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.
Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.
Ускоренная застройка городов привела к тому, что в их черте, окруженные землями иных категорий, оказались многочисленные лесные площади. Например, в Новой Москве, в Самаре, Новосибирске и других крупных городах России появились целые территории лесных земель, которые со всех сторон граничат с наделами иного вида землепользования. Понятно, что сначала надо было решать вопросы перевода земель, а только потом возводить дома. Но, что сделано, то сделано. Поэтому власть разрешила включить данные территории в городскую черту, уточнив, что их эксплуатация должна осуществляться с ограничениями, предусмотренными для городских лесов.
Принятие данного закона вызвало неоднозначные суждения. Экологи разом заговорили об уничтожении лесов. Борцы с коррупцией объявили, что данные нормы позволят чиновникам и олигархам оформить незаконно захваченные участки. Ну, а некоторые коллеги-юристы стали пенять на неудачные формулировки и противоречия в законе.
Все это, конечно, есть: леса уничтожаются, земли захватываются, а в законе есть много белых пятен и туманных определений. Однако при этом как-то забывается, что данная «амнистия» направлена на постепенное урегулирование того хаоса, который возник у нас после 1991 года в области лесного законодательства.
Начну с того, что многие участки, попавшие под «амнистию», давным-давно не имеют вообще никаких зеленых насаждений. Однако они по-прежнему числятся в лесном фонде. Приведу пример. У меня был клиент - гаражный кооператив, состоящий из множества обычных частных гаражей, которые пользовались популярностью в советское время. Исполком выделил ему землю в конце 70-х (!) годов прошлого века. Минуло более 40 лет. Уже нет исполкомов и СССР, а данный участок до недавнего времени находился в лесном реестре. Хотя вокруг нет зеленых насаждений, а до опушки ближайшего леса - 1,5-2 километра.
Далее, в конце 1980-х — начале 1990-х годов местная власть массово раздавала горожанам земли для дач, огородов и ведения личного хозяйства, а в «нулевые» годы еще и для ИЖС. В последние пять-шесть лет государство занялось аудитом лесных ресурсов. Выяснилось, что на месте многих лесов давно располагаются СНТ, огороды, кооперативы и частные застройки. Причем многие участки получены на законных основаниях и сведения о них внесены в ЕГРН. Это вынудило государство де-юре признать сложившуюся ситуацию. Медлить дальше было просто нельзя.
Подводя итоги, скажу, что в основном данные нормы просто приводят сведения из лесного реестра в соответствии с ЕГРН и сложившейся ситуацией. Не более того. Что же касается статьи, позволяющей обжаловать уже принятые судебные решения, то здесь ответы дадут только практика и разъяснения Верховного суда.
[1] Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
[2] Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и другие.
[3] Главный лесной реестр. Сокращенно ГЛР. http://www.goslesreestr.ru
[4] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ
[5] Ст.4.7. Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса РФ».
[6] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ
[7] Ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ
Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости». Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции