В январе 2018 года Госдума рассмотрела и приняла (пока еще в первом чтении) очередные изменения в законы, регулирующие процесс долевого строительства.[1] О сути этих новелл[2] рассказывается в данной статье.

Определение полномочий региональных органов госстройнадзора

Законопроект уточнил полномочия контролирующих инстанций в области долевого строительства. Он четко указал, что контролировать это направление будет орган власти субъекта РФ, осуществляющий в регионе государственный строительный надзор,[3] либо специально созданный для этого орган. В свою очередь правительство должно разработать и утвердить правила организации и проведения широкого надзора в сфере долевого строительства.

Расширение полномочий министерства строительства

Расширяются и полномочия Минстроя. Авторы изменений наделили министерство правом согласовывать назначение на должность (и освобождение от должности) руководителя территориального комитета (инспекции) строительного надзора. Данная процедура станет проходить с участием главы администрации области, республики или края. Он будет предлагать кандидатуру или поднимать вопрос о снятии с должности предыдущего руководителя.

Оптимизация и объединение систем

Законопроект содержит нормы об оптимизации единой информационной системы жилищного строительства.[4] В настоящее время Минстрой, государственный строительный надзор и другие органы получают сведения о состоянии дел в сфере долевого строительства из разных источников. У каждого своя база. Это вызывает неудобства. Поэтому авторы проекта разработали нормы, обязывающие всех участников процесса загружать на сайте единой системы сведения о разрешениях на строительство многоэтажных домов с участием граждан, о перечне органов, обязанных вносить данные в эту систему, а также сведения о порядке взаимодействия между контролирующими ведомствами и Фондом по защите прав дольщиков.[5]

Обязанность Фонда контролировать финансовое положение застройщиков

Это еще одна новелла. В законе появятся статьи, позволяющие Фонду контролировать финансовое и экономическое состояние застройщика. В первую очередь, с помощью единой информсистемы. Чиновники будут ежедневно изучать показатели каждой строительной фирмы. Выявив факт ухудшения её экономического положения, Фонд обязан тут же уведомить об этом негативном событии комитет (инспекцию) строительного надзора и Росреестр. Последний, в свою очередь, должен немедленно прекратить регистрацию ДДУ, поступающих от «нестабильной» компании.

Запрет на привлечение средств с помощью жилищных сертификатов и ЖСК

Появятся в законе и нормы, запрещающие совершение тех или иных действий. В частности, законодатель запретит привлекать деньги с помощью жилищных сертификатов и участия граждан в жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативах. Впрочем, этот запрет не коснется тех ЖСК, которые будут возводить здания на муниципальной или государственной земле.

Причина такого запрета проста и понятна. На подобное привлечение средств не распространяется механизм выплат из гарантийного фонда и отсутствует прозрачная нормативная база.

Солидарная ответственность владельцев застройщика

В последние два-три года государство активно внедряет солидарную ответственность учредителей по долгам юрлиц. Не минула эта тенденция и строительный бизнес. По новому закону владельцы и руководители застройщика будут нести солидарную ответственность по долгам своей фирмы перед дольщиками.

Для этого бенефициары должны полностью обнародовать данные о составе и структуре собственников, раскрыть все возможные связи между ними, указать лиц, которые владеют прямо (или косвенно) 5 и более процентами акций.

Взаимодействие между девелопером и банком

Застройщик получит право менять уполномоченный банк. Многие финансисты поняли, что наличие счета строительной фирмы в их кредитной организации сулит серьезные выгоды. Счет один, обороты по нему крупные, а риски минимальные. Поэтому банки срочно начали получать статус уполномоченных учреждений. Однако закон не предусматривал возможности смены банка для застройщика. Поэтому финансовое лобби обратилось к законодателям с просьбой внести соответствующие изменения в нормативные акты. Депутаты «учли» просьбу банкиров и подготовили эти нормы. Теперь застройщик может открыть новый счет в другом банке, закрыв при этом старый.

Ну и наконец, законодатель определил, что все ограничения по счету застройщика снимаются в момент ввода дома в эксплуатацию и регистрации прав хотя бы на одну квартиру.

Штрафные санкции

Как и ожидалось, законодатель не ограничился только регулятивными нормами. Он ввел и охранительные. Они предусматривают санкции за определенные нарушения в сфере долевого строительства. Так, компания, незаконно использующая термин «специализированный застройщик», заплатит штраф от 500 000 до 700 000 рублей.

Не забыл закон и чиновников. Лицо, неправомерно оформившее заключение о соответствии застройщика и его проекта закону, будет оштрафовано на сумму от 50 000 до 100 000 рублей.

Понимая значение скрупулезного ведения информсистемы, инициаторы законопроекта предложили строго наказывать за неразмещение в ней требуемых сведений. Если чиновник «забудет» разместить информацию на web-сайте, то его ждет штраф в общей сумме в 30 000 рублей. Застройщику подобная «забывчивость» обойдётся уже в 200 000 рублей. За второе нарушение власть покарает еще строже. Виновный сотрудник будет дисквалифицирован на срок от года до трех лет или заплатит штраф в сумме 100 000 рублей. Строительная компания за подобное правонарушение перечислит в казну уже 300 000.

Краткие выводы

Законодатель продолжил ужесточать надзор над процессами в долевом строительстве. Конкретные указания на расширение полномочий контролирующих органов говорят об этом вполне наглядно. В эту же тенденцию укладывается и появление у Минстроя права согласовывать назначение на должность руководителя контролирующего органа в субъекте РФ, а у Фонда возможности проверять финансовое положение строительной компании.

Кроме того, ограничения в сфере деятельности ЖСК и разрешение застройщикам менять уполномоченные банки свидетельствуют о том, что государство постепенно ставит препоны перед «старыми» способами строительства многоквартирных зданий и «подталкивает» рынок к проектному финансированию.

Предоставление возможности застройщикам менять уполномоченные кредитные организации, по мысли властей, ужесточит между ними конкуренцию за счета эскроу строительных компаний. И возможно, что наиболее богатые банки рано или поздно сами придут к идее необходимости проектного финансирования.

 


[1] Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ (последняя редакция), Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 218-ФЗ (последняя редакция).

[2] Проекты 322973-7 и 332981-7

[3] Комитеты или инспекции государственного строительного надзора в регионах.

[4] https://наш.дом.рф

[5] https://фонд214.рф