Реклама

Строительство дорог не спасет Подмосковье от транспортных проблем

Необходимо развивать внутренние связи, а не только сообщение с Москвой

Долгие годы в Подмосковье активно велось жилищное строительство. И, несмотря на некоторое снижение объемов предложения, в области до сих пор строятся крупные жилые проекты. Транспортное развитие не поспевает за вводом жилья, это усугубляется проблемой маятниковой миграции из области в центр Москвы. В результате в Подмосковье сложилась очень тяжелая транспортная ситуация. Редакция IRN.RU выяснила, какие меры предпринимаются, чтобы ее улучшить, и как можно решить проблему транспортной загруженности наиболее эффективно.
 

Самые населенные и застраиваемые

По данным Росстата на начало 2017 года, лидером по количеству населения является городской округ Балашиха (Балашиха и Железнодорожный), здесь проживают более 450 000 человек. На втором месте Подольск (почти 300 000 человек), на третьем – Химки (245 000 человек). Также в первую пятерку входят Королев (222 000 человек) и Мытищи (205 000 человек). Эти два города разделяет только Ярославское шоссе, поэтому они образуют густонаселенный кластер, который в народе получил название «Коротищи». Также в число самых густонаселенных городов Московской области входят Люберцы (198 000 человек) и Красногорск (153 000 человек).

Столь большое число жителей оказывает серьезную нагрузку на транспортную систему. Ситуация усугубляется тем, что по сути эти же города являются лидерами по объему нового строительства, разве что за исключением Подольска. На один только Красногорский район, по данным «Инком-Недвижимости», приходится 15,5% от общего объема предложения на первичном рынке Подмосковья. На втором месте – Ленинский район, где в экспозиции находится 12%. На третьем месте – городской округ Балашиха с 10,7% выставленных на продажу объектов. Если брать в расчет не районы, а конкретные города, лидерами, по данным «Метриум Групп», оказываются Химки (325 000 кв. м), Балашиха (270 000 кв. м), Красногорск (223 000 кв.м), Мытищи (177 000 кв. м) и Люберцы (140 000 кв. м). «Всего на долю этих городов-спутников приходится порядка 41% от общего объема предложения новостроек Подмосковья», - утверждает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп».

Таким образом, нагрузка на транспортную систему в самых населенных городах Подмосковья будет лишь усиливаться. По мнению главного архитектора проекта Центра пространственной информации НИиПИ Градостроительства Московской области Александра Антонова, важны не только объемы нового строительства, но и расположение новых районов: «Почти вся застройка в Подмосковье ведется без создания новых улиц, она «садится» на существующую уличную сеть, что дополнительно нагружает транспортную систему городов. Еще одна проблема – строительство крупных проектов «в чистом поле». Эти районы не встроены в сеть общественного транспорта, поэтому новые жители вынуждены ежедневно пользоваться автомобилями».
 

Большие проблемы

Эксперты сошлись во мнении, что наиболее сложная транспортная ситуация сложилась в Балашихе. «Там, хотя и есть железнодорожная станция, электрички ходят крайне редко (менее 20 в день)», - говорит Наталья Шаталина, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки». Не легче и автомобилистам: все пути выезда в Москву (Горьковское, Щелковское, Носовихинское шоссе) входят в число самых загруженных трасс Подмосковья.

Тяжелая ситуация наблюдается в Химках. На электричке до центра Москвы можно добраться чуть менее чем за полчаса, а на экспрессе – и вовсе за 15 минут. Однако внутренняя транспортная сеть перегружена, поэтому дорога от дома до железнодорожной станции может занять до часа. Ленинградское шоссе, в свою очередь, стоит в пробках. «В Химках, несмотря на расширение моста и строительство эстакады с развязкой, дорожная ситуация не сильно улучшилась, так как после МКАД Ленинградское шоссе остается узким, расширить его пока невозможно – с обеих сторон оно застроено торговыми центрами, жильем, офисами», - отмечает Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». Платная скоростная трасса смогла разгрузить дороги лишь отчасти, поскольку мало кто может себе позволить по ней ездить. «Стоимость проезда по трассе доходит порой до 550 рублей (именно столько, к примеру, придется заплатить за поездку от Москвы до Солнечногорска в пятницу вечером)», - говорит Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость».

Зачастую даже при наличии железнодорожной станции пользоваться ей очень неудобно. Например, в Красногорске станция электричек удалена от основных жилых районов, а на Волоколамском шоссе частые пробки. «В городе Видное, который расположен в одном из наиболее активно застраиваемых районов (Ленинском), достаточно сложная ситуация с железнодорожным сообщением – ближайшая станция Расторгуево находится на окраине города», - говорит Ирина Доброхотова. Она расположена на другой стороне трассы «М4-Дон», в районе частной застройки.
 

Не только метро

Подмосковные власти стараются улучшить транспортную ситуацию: строятся новые дороги и развязки, появляются транспортно-пересадочные узлы. Но, надо признать, к действительно заметным улучшениям приводит разве что появление метро. «Наглядный пример разительного улучшения транспортной ситуации – открытие метро в Котельниках (там же была проведена масштабная реконструкция Новорязанского шоссе со строительством эстакады) и на границе с Люберцами (метро «Лермонтовский проспект» и «Жулебино»)», - говорит Наталья Шаталина. Это позволило частично разгрузить Новорязанское шоссе, Казанское направление МЖД и станцию метро «Выхино». Жители прилегающих к метро районов получили возможность чуть ли не в разы сократить дорогу до работы и обратно.

Правда, даже метро сейчас не ведет к серьезному росту цен на жилье. По данным «МИЭЛЬ-Новостройки», с лета 2013 по лето 2014 года (тогда изначально предполагалось открытие станции метро), цены на новостройки в Котельниках выросли на 7%, а само открытие станции в 2015 году уже не привело даже к такому подорожанию. В Люберцах цены выросли на 10%, но только в отдельных районах, расположенных в пешеходной доступности относительно новых станций метро.

Дальнейшее открытие новых станций метро будет происходить, по сути, на тех же направлениях. В 2018 году должна появиться станция «Лухмановская», один из выходов которой будет вести в Косино-Ухтомский район Москвы, а другой – непосредственно в Люберцы. По словам Натальи Шаталиной, это благоприятно отразится на транспортной доступности ЖК «Люберецкий» и «ВЛюберцы». Появление метро в Некрасовке (тоже запланировано на 2018 год) повлияет на мкр. «Красная горка» в Люберцах.

Кроме того, в Подмосковье продолжится активное строительство транспортно-пересадочных узлов. Всего в Подмосковье планируют построить как минимум 120 транспортно-пересадочных узлов, из них 24 должно появиться к 2025 году. В стадии проектирования уже находятся шесть ТПУ: Ногинск, Силикатная, Опалиха, Купавна, Жаворонки и Апрелевка. Сами по себе ТПУ не сильно снижают время проезда до центра города, однако делают этот процесс более удобным. Они предусматривают перехватывающие парковки для пересадки с автомобилей на электричку, а также современные автобусные остановки. Кроме того, в рамках создания ТПУ проводится реконструкция платформ, появляются торговые помещения и предприятия питания, удобная навигация. Власти также обещают создавать комфортные общественные пространства – широкие тротуары, зоны отдыха с озеленением, велопарковки.

Наверное, единственным ТПУ, который способен действительно заметно улучшить транспортную доступность, является «Химки-2», поскольку он будет возведен на базе новой станции электрички рядом с ЖК «Солнечная система» и «Две столицы». Правда, пока не очень ясно, когда начнется строительство. В конце июля «Коммерсант» сообщил, что корпорация «Баркли» выкупает 24% у партнера по проекту. Эксперты считают, что это может ускорить процесс.

В качестве альтернативы метро в Подмосковье существуют планы по развитию легкорельсового трамвая. Долгие годы обсуждались возможности его появления в направлении Балашихи и Мытищ. Однако более или менее определенные планы существуют только по легкорельсовому трамваю, который будет связывать подмосковные города между собой, а не с Москвой. Так, на форуме «Транспорт России» в декабре 2016 года вице-губернатор Московской области Ильдар Габдрахманов рассказал, что проект предусматривает создание кольца, которое соединит крупные города Подмосковья, а также аэропорты. Уже утвержден проект планировки территории, к концу 2017 года правительство надеется завершить работы по разработке проекта. Первый участок соединит Подольск и аэропорт Домодедово, затем будет построена линия до Раменского. Общая длина участка от Подольска до Раменского составит около 74 км, она включит в себя семь станций и девять транспортно-пересадочных узлов.

«Некоторым эта идея может показаться абсурдной: зачем соединять точки, между которыми сейчас не существует большого транспортного потока? Однако на самом деле создание радиальных связей между соседними районами Подмосковья очень важно, - говорит Александр Антонов. - Государство должно сначала создать инфраструктуру и наладить сообщение, а уже после этого могут появиться новые точки притяжения». Этой же цели служит и строительство путепроводов через железнодорожные пути. «Это действительно облегчает транспортное сообщение внутри подмосковных городов и между ними», - отмечает эксперт.
 

Строительство не поможет

К сожалению, к прорыву в решении транспортных проблем эти улучшения пока не привели. «Несмотря на активную реконструкцию, расширение дорог, строительство дополнительных съездов, в Московской области сохраняется опережающий темп прироста населения, который в свою очередь не уменьшает, а увеличивает дорожный трафик», - говорит Мария Литинецкая.

Александр Антонов считает, что развитие транспортной системы, ориентированной только на перемещение людей из области в Москву, не способно к реальной разгрузке. «Нужно отходить от моноцентричной системы. Расширение дорог может привести к облегчению ситуации на отдельных участках, но в целом ведет только к увеличению транспортной нагрузки: чем шире дороги, тем больше людей пересядут на автомобили».

По словам эксперта, единственный действенный способ лежит не в транспортной плоскости, а в области строительства и общего городского планирования: «Необходимо развивать арендное жилье, чтобы люди перебирались ближе к работе, а не тратили на дорогу по 3 часа в день. В области нужно создавать рабочие места в сервисных и высокотехнологичных областях вблизи комфортных мест проживания (а таких в области безусловно немало - и в небольших городах и в субурбии). Пока государство работает в этом направлении в основном с крупными инвесторами, усилия направлены на строительство заводов, крупных логистических и агроцентров. Однако в области есть множество небольших производств и мелкого бизнеса, важнее поддерживать их: помочь землей фермерам и мелким предпринимателям, которые хотят расширить бизнес».

Таким образом, к реальным переменам могут привести только комплексные меры по развитию Московской области. Пока сохраняется ситуация, в которой люди могут позволить себе квартиру только в Подмосковье, а работают в Москве, транспортная ситуация останется тяжелой.

Данный материал является аналитическим и носит справочно-информационный характер.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
4 476
Спецпредложения декабря
Наш научный партнер:
Полевая физика или как устроен Мир? – официальный сайт