«Если кто-то уходит, его место радостно занимают»
IRN.RU в гостях у руководителя выставки «Недвижимость от лидеров» Татьяны Саратовской
Выставка «Недвижимость от лидеров» в ЦДХ и ее деловая программа – это событие, которое случается два раза в год – в марте и в сентябре. Скоро она откроется уже в 33-й раз. Потенциальные покупатели и продавцы недвижимости готовятся к встрече друг с другом, а профессионалы рынка ежегодно ожидают осенней церемонии награждения премии в области жилищного строительства RREF AWARDS (на этот раз она пройдет позже – 9 октября). Проходят годы, накал борьбы за премии и выставочные площади редко снижается, хотя и у выставки бывали взлеты и спады.
Этим проектом сейчас занимается Татьяна Саратовская, работающая в выставочной сфере более 10 лет. Окончив Московской экономико-статистический институт, она занималась организацией выставочно-конгрессных мероприятий на всех крупнейших площадках Москвы и Сочи.
Ваша выставка традиционно проходит в Центральном доме художника на Крымском валу. По стабильности вас можно сравнить с MIPIM во Дворце фестивалей в Каннах, где построили дополнительные площади. А вам места хватает?
Выставка «Недвижимость от лидеров» занимает все возможные выставочные площади Центрального Дома Художника на первом и втором этажах. Это примерно 6000 кв. м. Можно сказать, что существует некоторый дефицит площадей. Сразу же после окончания мероприятия более 80% выставочных площадей уже забронированы или выкуплены [на следующий форум].
Давайте посмотрим внимательно.
Число экспонентов в целом остается неизменным. Меняются игроки рынка, названия компаний, но количество участников остается приблизительно одинаковым. Если с выставки уходит один экспонент, на его место сразу же встает другая компания.
Рекламная активность застройщиков и риелторов в СМИ сильно упала. Как сказывается на интересе к выставке текущая макроэкономическая ситуация?
Это уникальный проект, где в одном месте собраны все предложения крупнейших застройщиков, агентств недвижимости и банков. Интерес потенциальных покупателей к выставке не падает, что подтверждает стабильный рост числа посетителей. Безусловно, это обусловлено тем, что интерес к недвижимости в Московском регионе остается стабильным. Просто в изменяющейся экономической и рыночной ситуации мы меняем рекламную кампанию, используем разные каналы.
Интерес московских чиновников к выставке и к деловой программе одно время пропал, теперь, вроде, возобновился. Почему?
2013 год – это время, когда власти делали акцент на строительство транспортной и социальной инфраструктуры. Сейчас же, в современных условиях, на первый план опять выходит жилищное строительство. В одном из интервью Марат Хуснуллин назвал его локомотивом, который вытащит из любого кризиса.
«Центр тяжести» жилищного строительства все больше смещается из Москвы в область и Новую Москву. Как это отражается на географии представленных проектов на выставке?
Если рассматривать географию проектов выставки, то большая часть из них – это проекты экономкласса, расположенные в Подмосковье и в Новой Москве. Но немало предложений и по объектам недвижимости бизнес- и премиум-класса в Москве и Новой Москве. Правда, их доля меньше.
Почему в деловой программе желают участвовать не связанные непосредственно с недвижимостью и строительство фирмы? Например, Ростелеком?
Мероприятие посещают генеральные директора и топ-менеджеры крупнейших строительных, девелоперских компаний, агентств недвижимости, банков. Это то место, где можно завязать полезные знакомства, получить деловые контакты, заключить реальные сделки.
Доля «непрямых» участников в выставке ничтожно мала, мы не ведем по ним статистику. В выставке в основном участвуют застройщики, агентства недвижимости, строительные и девелоперские компании.
В прошлой выставке банки практически не захотели участвовать. Какие ожидания теперь, после введения господдержки ипотеки и снижения ключевой ставки ЦБ до 11%?
По статистике, большинство сделок на рынке недвижимости осуществляется с использованием ипотечных средств, именно поэтому банки участвуют в выставке всегда, но форматы их участия меняются. В целях оптимизации бюджета специалисты по ипотеке крупнейших российских банков работали и консультировали на стендах застройщиков, некоторые участвовали в качестве спикеров на посетительских семинарах и в «Ипотечном форуме».
В поисках каких объектов на выставку приходят покупатели? Что они могут найти?
Соотношение участников по типам: квартиры и загородная недвижимость таково: квартиры – 80%, загородная недвижимость – 20%. А если смотреть по сегментам в городе, то экономкласс – 65%; комфорткласс и бизнес-класс – 30%; премиальный сегмент – 5%;
Есть ли вообще проблема нехватки выставочных площадей в Москве?
Это, скорее, проблема для желающих организовать глобальные выставочные мероприятия. Например, всемирного уровня. На подобные съезды стоматологов или урологов съезжаются многие тысячи участников. Для проведения таких мероприятий нужно, чтобы в городе было конгрессно-выставочное бюро, было много дешевых качественных гостиниц… А потом уже нужно думать о площадях. Главное – это деловая программа, просто выставка – это ВДНХ советских времен. Два посетителя в павильоне на несколько сотен работников? Зачем?
Но серьезные конгрессы в Москве проводить можно?
Да, но не глобальные. Самый большой по вместимости зал в Москве – это Кремлевский дворец съездов [сейчас – Государственный Кремлевский Дворец – IRN.RU]. Но и он маловат на сегодняшний день для глобальных форумов. Строить новые? Я не представляю инвестора, который бы рискнул такими деньгами и мог бы одновременно гарантировать его заполняемость, достаточную для окупаемости проекта.
Для справки
В первоначальном варианте зал Кремлевского Дворца был рассчитан на 4000 мест. Затем было принято решение увеличить его до 6000 мест и спроектировать банкетный зал максимальной вместимости. Были добавлены еще один уровень со стороны Арсенала и несколько этажей под землей, чтобы разместить увеличившиеся гардеробы. Банкетный зал решили возвести в верхней части здания, над зрительным залом.
В свое время рассматривались варианты постоянно действующих выставок, например, на Фрунзенской набережной. Как вы относитесь к таким идеям?
Выставка должна быть событием. Которого ждут, к которому готовятся. Знаете, «выпить в день рождения – праздник. Пить каждый день – алкоголизм». Выставка должна быть праздником.
Проект | Расположение | ГК | Комнатность |
---|---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | 2 кв. 2027 г. | Студии, 2-4-комнатные квартиры площадью 21 - 91 м2 |
Проект | Расположение | Специальное предложение |
---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | Старт продаж |