Распродажа недвижимости: оригинально, но чревато провалом спроса
Падение доходов населения маркетинговыми акциями не остановить
Black Friday Real Estate — неординарный маркетинговый ход, помогающий «раскачать» покупателей и привлечь их внимание к объектам участников акции. Проблема в том, что любая искусственная активизация рынка всегда заканчивается последующим провалом спроса. В этом смысле отголоски предыдущей, неформальной «черной пятницы», случившейся в декабре 2014 года, ощущаются до сих пор, отмечает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко.
Локальный ажиотаж
17−19 июля состоялась первая на отечественном рынке недвижимости официальная распродажа, организованная ассоциацией REPA и коммуникационным агентством «Медиа-Шторм». В Black Friday приняло участие 47 компаний Москвы и Подмосковья, выставивших на продажу 2707 лотов, в том числе 1759 квартир, 388 апартаментов, 60 лофтов, 47 коттеджей, 34 таунхауса и 419 земельных участков.
Еще до начала акции 47 295 человек оставили заявки на сайте и подписались на уведомление о начале распродажи. В основном пользователи ждали информации по конкретным объектам. Таких заявок было 30 236.
По данным организаторов, в течение акции на сайте мероприятия покупатели забронировали 511 лотов, еще 196 лотов было куплено. Всего в ходе Black Friday Real Estate на электронной площадке было выставлено на продажу более 1,5 млн кв. м жилья со скидками до 37%, сообщила пресс-служба зампреда правительства Московской области Германа Елянюшкина.
Сколько всего квартир-лофтов-участков
Участникам акции, по крайне мере среди публично выразивших свое мнение, мероприятие понравилось. «Результаты „Черной пятницы“ считаю более чем удачными — мы заключили 30 договоров, которые уже оплачены, и еще в работе 50 броней», — заявила Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой»
«Метриум Групп» продал порядка 10% от выставленного объема, а после рассмотрения всех ипотечных заявок показатель может вырасти до 15%, отметила гендиректор компании Мария Литинецкая. «ДОНСТРОЙ» в рамках акции реализовал 28 квартир общей стоимостью более 625 млн рублей. Половина сделок прошла по флагманскому проекту компании — кварталу «Сердце Столицы».
В ЖК «Мелодия леса» (проект ГК «САПСАН») в течение трёх дней проведения акции было зарегистрировано более полусотни заявок от покупателей и потенциальных клиентов. 39,6% запросов уже к утру 20 июля завершились сделками. «Такое количество продаж в течение всего трёх дней — очень высокий показатель», — отмечают в компании.
Впрочем, открыто радуются по поводу «Черной пятницы» пока лишь застройщики многоквартирного жилья. И, по всей видимости, на это есть серьезные причины.
«В загородном сегменте средней и высокой ценовых категорий ситуация значительно отличается. Так, в акции участвовал посёлок „Княжье Озеро“ (премиум-сегмент, 24-й км Новорижского шоссе). Здесь было принято три заявки. Семь потенциальных покупателей в ходе трёх дней „Чёрной пятницы“ изъявили желание приобрести дом в коттеджном посёлке „Ла-Манш“ (сегмент „комфорт+“ и „бизнес“, 55-й км Новорижского шоссе)», — говорится в сообщении ГК «САПСАН». То есть коттеджи, даже со скидками, в нынешних условиях покупателям не очень нужны. Что, в общем-то, логично: в отличие от квартиры, загородное жилье («второй дом») не является предметом первой необходимости и в кризис первым страдает от падения спроса (см. «Загородная недвижимость: покупатели хотят «дешево и сердито»).
Реакция властей
Мероприятие заинтересовало не только застройщиков и покупателей, но и подмосковные власти, которые отнеслись к самой идее продажи жилья с большими скидками крайне негативно. Подмосковный вице-премьер Герман Елянюшкин заявил о риске появления новых обманутых дольщиков и пообещал с помощью регионального Минстроя и коллег из налоговой организовать застройщикам-участникам акции массу неприятностей (в рамках закона) — см. «В Подмосковье демпингующими застройщиками займутся налоговики и прокуратура».
Более того, правительство Московской области обнаружило проблемный актив среди лотов, выставленных на продажу в рамках «Черной пятницы» — ЖК «Валь д’Эмероль», застройщиком которого является ЗАО «Ипотечная компания М-6». По словам Германа Елянюшкина, по объекту имеются неисполненные застройщиком 2688 договоров долевого участия на общую сумму свыше 8 млрд руб. и в настоящее время администрация Одинцовского района рассматривает вопрос о проведении мероприятий по признанию жилого комплекса проблемным.
Впрочем, представители застройщика утверждают, что в ходе акции продавали жилье только в уже готовых домах жилого комплекса.
Зато московское правительство примера с подмосковных коллег не брало и особой нервозности по поводу акции не проявляло. Спокойствие столичных властей, по всей видимости, объясняется тем, что, в отличие от Подмосковья, где зазор между себестоимостью строительства и рыночными ценами действительно невелик, в Москве ценам есть куда падать в среднесрочной перспективе.
Оригинальный маркетинговый ход, но не панацея
«Black Friday — закономерное следствие стагнации спроса. Застройщики понимают, что в условиях падения доходов населения и проблем с ипотекой надо предпринимать шаги, выходящие за рамки стандартных скидочных акций на своих объектах», — отметил руководитель www.irn.ru Олег Репченко в эфире программы «Экспертиза» на радио «Столица FM».
Фактически, акция иллюстрирует фундаментальные изменения на рынке, где правила игры теперь определяет покупатель. «Раньше, очень долго, рынок недвижимости был рынком продавца, никакой необходимости устраивать распродажи не было, наоборот, застройщики соревновались, кто быстрее поднимет цены, потому что квартиры разлетались как горячие пирожки. Сейчас очевидно, что платёжеспособного спроса не хватает — то есть жилье людям нужно, но у них нет прежних бюджетов. Девелоперы отдают себе в этом отчет и идут клиентам навстречу», — добавил Олег Репченко.
При этом не исключено, что участники Black Friday в своем стремлении навстречу покупателям зашли еще недостаточно далеко: скидки на значительную часть лотов не превышали ныне обычных для рынка 5−10%. Хотя максимальный размер скидок и без всяких распродаж в настоящее время достигает 20−25% (см. «Новостройки в Москве: ценам есть куда падать в среднесрочной перспективе»; «Новостройки в Москве и Подмосковье: щедрость застройщиков достигла пугающих размеров»).
«Люди, которые действительно хотели купить жилье, но ждали распродажи, так как на желаемый объект им денег не хватало, скорее всего, рассчитывали на более значительный дисконт. Конечно, скидки в 70−90%, как на одежду, на рынке недвижимости невозможны, но 20−25% - это вполне реально, и такой дисконт мог бы существенно увеличить число потенциальных покупателей. Созданный вокруг акции ажиотаж вылился в достаточно большое количество бронирований, но сколько из них приведут к сделкам — большой вопрос. Одно дело — под влиянием эмоций нажать кнопочку, совсем другое — реально отдать огромную сумму денег», — отметил руководитель IRN.RU.
Однако даже если мероприятие окажется суперуспешным, не факт, что его закономерные последствия обрадуют застройщиков. Дело в том, что после любой масштабной распродажи рынок на некоторое время умирает, так как такие акции собирают весь имеющийся спрос. Нечто вроде неформальной распродажи имело месте на рынке в конце прошлого года, когда напуганные девальвацией рубля граждане спешно вкладывали свои рублевые накопления в недвижимость. Однако рекордные продажи застройщиков в декабре 2014 г. обернулись провалом спроса в 2015-м (см. «Льготная ипотека отогрела рынок новостроек»).
«Застройщики по аналогии с 2009 г. ожидают активизации рынка в сентябре, но может оказаться, что потенциал для этой активизации был истрачен сейчас. Акция не добавила спроса, произошло его перераспределение: покупатели, которые могли бы выйти на рынок в августе-сентябре-октябре, купили все, что хотели, в ходе распродажи», — пояснил эксперт.
В общем, Black Friday Real Estate, будучи сама по себе интересным экспериментом, способным временно активизировать продажи на объектах участников акции, панацеей для рынка, естественно, не является. Снижение объемов продаж у застройщиков связано с кардинальными изменениями в экономике, которые маркетинговыми инструментами нивелировать в принципе невозможно (см. «Прогноз рынка недвижимости на 2015−2016 годы от IRN.RU»). Да и маркетинговый эффект от акции в случае ее повторения будет более скромным, так как мероприятие потеряет новизну.
Проект | Расположение | ГК | Комнатность |
---|---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | 2 кв. 2027 г. | Студии, 2-4-комнатные квартиры площадью 21 - 91 м2 |
Проект | Расположение | Специальное предложение |
---|---|---|
UNO.Соколиная гора | Москва, Восточный округ, район Соколиная гора, м. Шоссе Энтузиастов | Старт продаж |