Объем предложения жилья – квартир и апартаментов – на рынке московского региона бьет все рекорды. В основном благодаря территории за МКАД, где количество новостроек за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза. В старой Москве официально жилых новостроек немного, но их недостаток девелоперы компенсируют ударным строительством апартаментов, на которые приходится уже более трети столичного рынка недвижимости, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Подмосковные новостройки и московские апартаменты
До середины 2000-х гг. девелоперы практически не интересовались Подмосковьем, предпочитая строить жилье в столице, где был сосредоточен основной платёжеспособный спрос. Однако в 2004-2005 гг., с завершением освоения новых районов – Марьино, Люблино, Куркино, Бутово, в Москве практически не осталось свободных участков, подходящих для массовой застройки. В результате девелоперы относительно доступного жилья потянулись в область, где и земля дешевле, и прочие издержки – ниже.
Поначалу, естественно, застраивались районы, прилегающие к Москве, главным образом города-спутники столицы. И объемы строительства были существенно меньше, чем сейчас. По данным «ИРН-Консалтинг», в 2005 г. в Московской области насчитывалось менее 400 новостроек в продаже и еще примерно 50 объектов в столичных районах за МКАД. Доля новостроек внутри Кольцевой автодороги в общем объеме предложения Московского региона в тот период составляла почти 37%.
В дальнейшем, по мере сокращения объемов строительства коммерческого жилья в столице, быстро росло предложение новостроек за МКАД – рынки недвижимости Москвы и области превратились в подобие сообщающихся сосудов. В 2007 г. доля Москвы от Третьего транспортного кольца (ТТК) до МКАД сократилась до 27%: в этой локации продавались квартиры в 217 новостройках, зато за МКАД – уже в 577.
Вытеснение за МКАД столичного рынка жилья экономкласса превратило Подмосковье во флагмана жилищного строительства страны. Если в 2000 г. в регионе сдали примерно столько же жилья, сколько и в 1990 г. – 2,6 млн кв. м против 2,38 млн, то в рекордном 2009 г. объем ввода достиг 8,45 млн кв. м.
Глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг. только усилил подмосковный «крен» в объеме предложения жилья в московском регионе. В столице резкое ухудшение экономической ситуации, из-за которого застройщики притормозили или вовсе отказались от многих проектов, усугубила затеянная в 2011 г. новыми властями ревизия инвестиционных контрактов. Из-за всех этих катаклизмов в Москве в течение нескольких лет практически не выходили новые жилые проекты – продавалось только то, что начинало строиться до кризиса. И когда старые проекты ушли с рынка, новое предложение не смогло их заместить: к 2013 г. количество новостроек в продаже от ТТК до МКАД упало до 144 штук. В настоящее время объем предложения в новостройках от ТТК до МКАД, по данным «ИРН-Консалтинг», составляет примерно 835 000 кв. м.
«За 10 лет предложение новостроек в Москве сократилось примерно на 44%. Однако рынок жилья московского региона в целом этого практически не заметил – дефицит нового жилья в старой Москве с лихвой компенсируют территории за МКАД, на которые теперь приходится примерно 90% от общего объема предложения жилой многоэтажной недвижимости в столичном регионе», – отмечает руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова.
В Подмосковье аналогичные столичным попытки ограничения объемов строительства – проверка инвестиционных контактов, регулирование плотности и этажности застройки и т.п. – были предприняты в 2013 г., но, в отличие от Москвы, не носили тотальный характер и не привели к сокращению предложения. Даже наоборот, с 2009 г. количество корпусов в продаже в области практически постоянно растет: в настоящее время квартиры можно купить в 977 подмосковных новостройках. А с учетом Новой Москвы объем предложения жилья за МКАД в I квартале 2015 г. достиг 1 153 новостроек. То есть за 10 лет количество новостроек за МКАД увеличилось в 2,6 раза.
По данным «ИРН-Консалтинг», объем предложения многоэтажного жилья на первичном рынке за МКАД сейчас превышает 4 млн кв. м: 165 000 кв. м продается в районах старой Москвы за МКАД, 315 000 кв. м – в Новой Москве, 3,7 млн кв. м – в Подмосковье (1,45 млн кв. м – в зоне до 5 км от МКАД; 1,75 млн кв. м – в 6-30 км, 0,5 млн кв. м – далее 30 км от МКАД).
Объем предложения новостроек в московском регионе (2005 – 2015 гг.; число корпусов)
Источник: «ИРН-Консалтинг»
К этому объему надо добавить 118 проектов с малоэтажными квартирными домами за МКАД (объем предложения – почти 600 000 кв. м), по своим свойствам и уровню цен конкурирующих с традиционными многоэтажными новостройками; а также 67 зданий с апартаментами (примерно 230 000 кв. м в продаже) на территории Москвы за ТТК и в Подмосковье, которые официально жильем не являются, но в качестве такового используются.
Оба сегмента начали активно развиваться лишь после кризиса 2008-2009 гг. Количество малоэтажных домов только с 2012 г. увеличилось в 1,7 раза, а в 2004-2005 гг. весь рынок МКД ограничивался 15-20 объектами.
Что касается апартаментов, то до 2008 г. таких проектов было всего несколько штук, в основном в центре Москвы. К началу 2013 г. внутри МКАД уже насчитывалось примерно три десятка зданий с апартаментами, еще восемь строились в радиусе 15 км от МКАД. В конце 2014 г. в границах МКАД апартаменты продавались в 93 зданиях, 53 из них (примерно 200 000 кв. м в продаже) находились между ТТК и МКАД, еще 14 (объем предложения – почти 30 000 кв. м) – за МКАД.
Таким образом, объем предложения жилья между ТТК и МКАД с учетом апартаментов в настоящее время составляет почти 200 корпусов – больше было только до кризиса 2008 г. А в целом на первичном рынке московского региона, без учета элитного центра столицы, в настоящее время продается примерно 5,8 млн кв. м квартир и апартаментов – это рекордный объем предложения за все 25 лет существования отечественного рынка недвижимости.
Потенциал и перспективы
Еще до кризиса в московском регионе стартовал целый ряд мегапроектов, в рамках которых планируется построить миллионы квадратных метров жилья. В первую очередь речь идет о редевелопменте московских промзон. На территории только трех из них – ЗИЛа, «Серпа и молота» и «Грайвороново» – в ближайшие годы должно быть построено более 3,5 млн кв. м недвижимости. Группа ЛСР на территории бывшего ЗИЛа до 2022 г. обязалась ввести 584 000 кв. м жилья и 365 000 кв. м апартаментов. Активное строительство и продажу квартир компания собирается начать уже осенью этого года, в 2017 г. первые дома уже будут сданы в эксплуатацию. На месте бывших корпусов Карачаровского механического завода в промзоне «Грайвороново» Группа ПСН возведет жилье комфорткласса площадью 221,7 тыс. кв. м; начало строительства запланировано на II половину 2015 год. На территории завода «Серп и молот» (инвестор – «Дон-Строй») до 2021 г. предполагается строительство свыше 1 млн кв. м жилья.
В целом, по подсчетам Est-a-Tet, уже заявленные проекты на промышленных территориях предполагают реализацию более 5 млн кв. м жилой недвижимости до 2020 г. (см. «Стройка на заводе: промзоны дадут миллионы метров жилья»).
За МКАД тоже заявлено немало крупных проектов. Назовем лишь некоторые из них: «Мегаполис» в Восточном административном округе (650 000 жилья; в мае 2015-го начались работы на стройплощадке); «Японский квартал» в Мякининской пойме Москвы-реки (300 000 кв. м жилья до 2020 г.); «Середнево» на Киевское шоссе в Новой Москве (900 000 кв. м); Рублево-Архангельское на западе Новой Москвы (2,6 млн кв. м); проект в деревне Ямонтово на Калужском шоссе в Новой Москве (500 000 кв. м); «Ильинское-Усово» в Красногорском районе Подмосковья (1,73 млн кв. м в 2015-2025 гг.); «Новоград Павлино» в подмосковном Железнодорожном (811 300 кв. м, продажи открыты в апреле 2015 г.).
Кроме того, ожидается выход больших объемов нового жилья в следующих очередях строительства таких проектов Новой Москвы, как «Переделкино Ближнее» и «Город-парк Первый Московский» от компании «Абсолют Недвижимость», «А101» от компании «А101 Девелопмент», «Бунинские луга» от ГК ПИК и т.д.
Примечательно, что, в отличие от предыдущего кризиса, когда девелоперская активность упала практически до нуля, сейчас застройщики продолжают анонсировать и выводить на рынок все новые проекты по строительству жилья в Москве: см. «Новостройки Москвы в мае 2015 г.: стало больше квартир с ценой до 6,5 млн руб.»; «Новостройки Москвы в апреле 2015 г.: на продажу выходят доступные проекты»; «Новостройки Москвы в I квартале 2015 года: комфорткласс пополняет рынок».
По всей видимости, на фоне падения доходов населения (реальные зарплаты за январь-апрель упали на 10%) и, как следствие, платежеспособного спроса на жилье, дороговизны проектного финансирования и т.п. застройщики в дальнейшем – если экономическая ситуация не улучшится – попытаются придержать часть заявленных объемов. Хотя бы для того, чтобы не обваливать цены. Но массовой заморозки проектов, как во время кризиса 2008-2009 гг., в ближайшем будущем ожидать, скорее всего, не стоит. По крайней мере в старой Москве и в районах, примыкающих к МКАД.
Во-первых, в столице очень сильно изменились правила игры на строительном рынке. До 2008 г. застройщики, как правило, рассчитывались с городом квартирами (так называемая доля города) уже после завершения строительства, поэтому «бумажные» проекты можно было относительно безболезненно отложить. А сейчас девелоперы еще до выхода на площадку платят в казну огромные суммы за изменение статуса земельного участка, снятие запрета на строительство и т.п. Сильно выросла кадастровая стоимость земли и связанные с ней налоги; при затягивании сроков строительства резко увеличивается ставка арендной платы за участок и т.п. Поэтому в Москве, прежде всего в «старой», где земля особенно дорогая, застройщик даже в кризис вынужден основательно подумать, что выгоднее – притормозить проект до лучших времен или все-таки выйти на рынок и попытаться хотя бы отбить затраты.
Кроме того, продление утвержденных сроков реализации проекта нужно согласовывать с городом, а московские власти к таким предложениям относятся крайне отрицательно. Как выразился руководитель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, «если у собственника есть сложности с объектом, его всегда можно продать тому, кто с ним справится».
Во-вторых, чиновники в этот кризис не бросили застройщиков на произвол судьбы и принимают активные меры для поддержания темпов строительства, прежде всего жилья. Инвесторам предложили рассрочки платежей за аренду земли и за изменение вида ее разрешенного использования (см. «Антикризисный план: Москва удешевит для девелоперов доступ к земле»). Кроме того, власти Москвы заявили о готовности помочь с возведением социальной инфраструктуры в обмен на квартиры для очередников.
«Но главное, даже в нынешних экономических условиях спрос на качественное жилье по разумным ценам в границах МКАД превышает предложение, которое в настоящее время, без учета апартаментов, находится на минимуме. Поэтому в старой Москве в среднесрочной перспективе возможен даже некоторый рост объемов предложения, главным образом за счет проектов в промзонах», – подчеркивает Татьяна Калюжнова.
Московские власти настолько заинтересованы в развитии промышленных территорий, что пролоббировали внесение в Госдуму разработанного с участием крупных застройщиков законопроекта, по которому участки в заброшенных промзонах можно будет изымать без согласия собственников (см. «Развитие промзон в Москве: дорогие квартиры с видом на завод»). По данным РБК, первое чтение законопроекта состоится в сентябре.
Еще одним ресурсом для увеличения числа жилых новостроек может стать перелицовка в жилье проектов с офисами и/или апартаментами – такую возможность московское правительство предоставило застройщикам в рамках антикризисных мер. По словам Константина Тимофеева, только в декабре-январе градостроительно-земельная комиссия пересмотрела около 50 «бумажных» проектов: примерно 60% переформатировали в жилье, 40% – в торговые объекты. Кроме того, на федеральном уровне сейчас разрабатывается законопроект об апартаментах, который может существенно расширить число претендентов на жилой статус (см. «Кризис заставляет власти смириться с апартаментами»).
Что касается Новой Москвы и Подмосковья, то районы в пределах 10-15 км от МКАД, тоже, скорее всего, будут чувствовать себя неплохо. В этой зоне активно развивается инфраструктура, строится метро и т.п. По качеству жизни данные территории не сильно уступают спальным районам Москвы, при этом цены на новостройки там все-таки ниже, чем в границах МКАД, что делает местные проекты конкурентоспособными даже в условиях кризиса. Кроме того, на фоне снижения общего уровня активности покупателей, туда, поближе к МКАД, будет перетекать спрос из более отдаленных районов региона.
На зону за 15 км от МКАД, скорее всего, придется главный удар кризиса. В отличие от Москвы, в Подмосковье в последние годы ощущается переизбыток предложения. Это признают и местные власти: как выразился зампред подмосковного правительства Герман Елянюшкин, в регионе квартир строится много больше, чем существует покупателей во всей Российской Федерации – см. «Повышение цен на новостройки в кризис: главное, не перестараться». Когда экономика росла, а вместе с ней росли цены на жилье, проекты в отдаленных районах еще могли найти своего покупателя. Однако в условиях падения спроса и роста объема качественного предложения недалеко от МКАД по относительно невысоким ценам проекты с неочевидной транспортной доступностью, без инфраструктуры и т.п. в отдаленных районах как Подмосковья, так и Новой Москвы практически не имеют перспектив.
Таким образом, в дальнейшем динамика объемов предложения нового жилья на рынке московского региона, по всей видимости, будет разнонаправленной. Если в старой Москве и в районах Новой Москвы и Подмосковья, примыкающих к МКАД, есть потенциал для некоторого роста объема предложения в среднесрочной перспективе, то за 15 км от МКАД стоит ожидать снижения активности застройщиков и «заморозки» ряда проектов.