Особенности приобретения недвижимости в закрытых административно-территориальных образованиях
Анастасия Мелихова, юрист компании «Доверенный юрист», специально для IRN.RU
Порядок заключения договора купли-продажи квартиры предусматривает совершение сторонами определенных действий для достижения желаемого результата – совершения сделки. Для этих целей продавец оценивает и рекламирует квартиру, а покупатель откликается на предложение. Как правило, после этих действий следует заключение предварительного договора купли-продажи квартиры и начинается процесс проверки юридической чистоты объекта и всех необходимых для сделки документов.
На этом этапе покупателю необходимо осуществить проверку объекта недвижимого имущества (квартиры). Обычно в рамках проверки юридической чистоты недвижимости уточняется: во-первых, действительно ли квартира принадлежит продавцу, во-вторых, нет ли каких-либо обременений в отношении этой квартиры (ипотека, арест), в-третьих, имеет ли продавец полномочия на ее продажу.
Дополнительный фактор
Но существует еще один критерий проверки, который необходимо учитывать. Это местонахождение квартиры – в каком населенном пункте она расположена.
Такой критерий представляется важным ввиду того, что на территории России существует множество городских округов, сделки с недвижимостью в пределах которых подчинены особому режиму ввиду особой важности таких территориальных образований. Такие городские округа имеют статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Совершение сделок с недвижимостью на территории ЗАТО регулируется положениями Закона «Об административно-территориальном образовании» № 3297-1 от 14.07.1992 г.
Исходя из особого статуса ЗАТО и специального регулирования порядка совершения сделок с недвижимостью в пределах такого городского округа, необходимо учитывать важные моменты.
Гражданство, место работы и регистрации
Согласно п.1. ст. 8 ФЗ «О закрытых территориально-административных образованиях», сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, либо иные сделки с таким имуществом могут совершаться только гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования, гражданами РФ, работающими на данной территории на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организациями, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, и юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на территории закрытого административно-территориального образования.
Таким образом, если приобретаемое недвижимое имущество находится на территории ЗАТО, то для совершения сделки по приобретению недвижимости необходимо быть гражданином России и, кроме того:
- постоянно проживать на территории ЗАТО либо иметь разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО;
- работать на территории ЗАТО по трудовому договору, который заключен на неопределенный срок. Причем покупатель должен работать только в организации (на объекте), по роду деятельности которой создано ЗАТО.
Если покупателем является юридическое лицо, оно должно быть зарегистрировано на территории ЗАТО и находиться на территории ЗАТО.
Другие варианты
Если вы приобретаете недвижимое имущество на территории ЗАТО, но не относитесь к лицам, на которых распространяются положения п.1 ст.8 закона, то для вас п.2 ст.8 закона предусмотрен особый порядок совершения таких сделок. Ваше участие в совершении сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО, допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.
Пример: вы не проживаете на территории Звездного городка (ЗАТО) постоянно и не имеете разрешения на постоянное проживание, также вы работаете в сфере, не связанной с деятельностью Федерального космического агентства, например, учителем или врачом. Значит, для совершения сделки с недвижимостью необходимо совершить ряд дополнительных, но обязательных действий, предусмотренных законом, а именно:
- обратиться в орган местного самоуправления ЗАТО с заявлением о принятии решения об участии в такой сделке;
- проследить, чтобы такое решение было согласовано с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация или объект, по роду деятельности которых создано ЗАТО.
Например, если покупка квартиры осуществляется в Звездном городке, решение органа местного самоуправления должно быть согласовано с Федеральным космическим агентством.
Следовательно, сделка, совершенная вами, будет недействительной, если вы не соблюдете условия, перечисленные в п. 2 ст. 8 ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях». Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении проверки юридической чистоты недвижимости и при подготовке к сделке с недвижимостью, расположенной на территории ЗАТО.
Договор подписан, деньги отданы, но…
Подписание сторонами договора не означает, что все остальные этапы сделки будут беспрепятственны. В рассматриваемом примере указано, что стороне необходимо получить решение органа местного самоуправления об участии стороны в сделке по приобретению недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО.
Такое решение органа местного самоуправления не является существенным условием договора, однако отсутствие такого решения в комплекте документов, подаваемых на регистрацию, повлечет отказ в регистрации сделки.
Во избежание мошеннических действий со стороны продавца рекомендую передавать сумму, подлежащую уплате, тремя этапами. Незначительную часть суммы в подтверждение вашего намерения заключить договор по приобретению недвижимости; часть суммы после получения покупателем решения органа местного самоуправления, согласованного с федеральным органом исполнительной власти; и часть суммы после регистрации перехода права собственности. Целесообразно включить такое условие о порядке оплаты в договор.
В случае передачи всех денежных средств продавцу до получения решения органов местного самоуправления об участии в сделке возникает риск того, что вы сотрудничаете с недобропорядочным продавцом, который может отказаться возвращать вам уплаченные денежные средства в случае отказа органа местного самоуправления ЗАТО в выдаче разрешения на участие в сделке. Более того, он возложит на покупателя вину за отказ в регистрации перехода права собственности, поскольку всесторонняя проверка объекта недвижимого имущества является его заботой.
В результате такой ошибки вы не сможете стать собственником квартиры и лишитесь денежных средств. Недобросовестное поведение продавца, повлекшее неблагоприятные финансовые последствия, придется доказывать в судебном порядке и взыскивать деньги с продавца.
Только после того, как вы получите решение органа местного самоуправления ЗАТО, согласованное с федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны те организации (объекты), наличие которых обусловило создание ЗАТО, вы можете совершить сделку купли-продажи недвижимого имущества либо совершать иные сделки по приобретению недвижимости. При обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права собственности к остальным документам, подаваемым на регистрацию, необходимо приложить решение органа местного самоуправления с подтверждением о согласовании такого решения с федеральным органом исполнительной власти.
Опасная близость
Непростая ситуация может сложиться и с объектами недвижимости на границе ЗАТО, хотя и за его пределами.
Согласно абз.3 п.2. ст. 1 ФЗ «О закрытых территориально-административных образованиях» при установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.
Следовательно, в случае расширения границ ЗАТО не будет объявлено о собрании населения муниципального образования для голосования о расширении границ муниципального образования. Значит, стороны сделки могут и не знать об изменившемся статусе муниципального образования, на территории которого находится приобретаемое недвижимое имущество. А это означает, что в случае расширения границ ЗАТО к сделкам по выбранному вами объекту недвижимости будет применен порядок, предусмотренный ФЗ «О закрытых территориально-административных образованиях». Если же приобретение недвижимости будет осуществлено без решения органа местного самоуправления ЗАТО, то такая сделка может быть признана недействительной. Такой риск возникает, если вы приобретаете недвижимое имущество, находящееся в непосредственной близости от границ ЗАТО. Тогда в случае изменения границ ЗАТО к совершаемой сделке будут применяться специальные нормы, описанные выше.
Подводя итог, можно сделать выводы о том, что приобретение недвижимого имущества на территории ЗАТО либо в непосредственной близости от такого городского округа сопряжено с совершением дополнительных, но обязательных действий. Несовершение таковых может повлечь финансовые и правовые риски, связанные с признанием сделки по приобретению недвижимости на территории ЗАТО недействительной.