Предприниматель Екатерина с мужем в 2010 году решили купить участок. «Мы решили уехать из Москвы – подальше от смога, пробок и суеты. Поскольку собственный бизнес не обязывает ежедневно ездить в офис, мы могли себе это позволить. В Москве у нас осталась квартира, в которой мы можем переночевать в случае необходимости, а в будущем рассматриваем возможность сдачи в аренду».

Географически было выбрано Дмитровское шоссе. Первая причина – квартира расположена на севере серой ветки метро, поэтому удобно добираться из одного дома в другой. Кроме того, привлекала развитая спортивная инфраструктура в этом районе Подмосковья. «На мой взгляд, только на расстоянии более 30 километров от Москвы можно действительно почувствовать, что живешь на природе и дышишь свежим воздухом. Поэтому мы в итоге выбрали участок в 40 км от МКАД», – рассказывает Екатерина.


Для справки. Краткая характеристика предложения на Дмитровском шоссе на сегодня от «ИРН-Консалтинг»: по данным на весну 2014 года, по этому направлению предлагается 33 коттеджных поселка и 29 проектов с участками без подряда. Наибольший объем предложения на Дмитровском шоссе сконцентрирован в зоне 31-60 км от МКАД: 67% коттеджей и 95,6% участков без подряда. Средняя стоимость дома с землей в этом радиусе составляет 8 млн рублей, а участки без подряда продаются в среднем за 2,1 млн рублей.

Опасный демпинг
В 2010 году семья Екатерины заплатила за участок площадью 10 соток с подрядом на строительство 2 млн рублей и еще 500 000 рублей – за полный набор коммуникаций (электричество, газ, вода, канализация), которые на тот момент были только в обещаниях. По мнению экспертов, опрошенных www.irn.ru, на тот момент эта цена была заметно ниже рынка.

«Участки с подрядом на строительство даже небольшого дома площадью 150–170 кв. м, пригодного для постоянного проживания, на расстоянии 40 км от МКАД по Дмитровскому шоссе в 2010 году предлагались за 4-5 млн рублей, – говорит руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова. – Это очевидно демпинговая цена, которая должна была насторожить».

Сама Екатерина говорит, что понимала, во что ввязывалась: «Это было единственным предложением дома с участком за такие деньги. За 2,5 млн рублей на таком расстоянии от МКАД по Дмитровскому шоссе можно было купить разве что голую землю с коммуникациями. Поэтому мы предполагали, что схема может работать как финансовая пирамида: если успеешь, то окажешься в первых рядах, а если не успеешь, то будешь в числе последних и можешь так и не дождаться своего дома».


Недооцененный дом
Особенно настораживает экспертов стоимость строительства дома. Подряд от застройщика стоил в районе 1,8 млн рублей за дом площадью 160 кв. м с монолитным фундаментом (железобетонная плита), кирпичными стенами и облицовочным кирпичом, монолитными перекрытиями. «Я еще не видел специалистов, которые могли бы качественно построить такой дом за 1,8 млн рублей. Нормальный блочный дом средней ценовой категории, облицованный кирпичом, покрытый металлочерепицей и на фундаменте из железобетонной плиты, будет стоить примерно 20 000 – 25 000 рублей за кв. м без отделки. Даже если заказывать строительство у неофициальной бригады, стоимость составит 14 000 – 16 000 рублей за кв. м», – отмечает директор департамента продаж ГК «Астерра» Иван Матюшин. (Подробнее точки зрения экспертов о процессе строительства загородного дома в статье «Загородный дом: построить самостоятельно или купить готовый».)

В данном случае при пересчете на квадратный метр строительство стоило 11 000 рублей. «Такая цена должна вызывать опасения. Варианта тут всего два: предлагая такие цены, застройщик либо не собирается ничего строить за эти деньги, либо построит крайне некачественный дом», – считает руководитель офиса «Сретенское» департамента загородной недвижимости «Инком-Недвижимость» Антон Архипов.

Кстати, с целью хотя бы частично застраховаться от некачественного строительства Антон Архипов рекомендует перед принятием решения о покупке заказать экспертизу проекта, если цена вызывает опасения: «Это относительно недорого – около 30 000 рублей. Специалисты-проектировщики оценят жизнеспособность такой постройки, а главное, убедятся, не грозит ли конструкция жизни будущих владельцев. Важно, чтобы дом соответствовал СНиПам. То, что постройка не шатается на момент окончания строительства, еще не является подтверждением ее качества. В нашем климате дома подвергаются многократным периодам перепадов температур (внутри дома тепло, снаружи мороз), и последствия процессов «замораживания» и «размораживания» проявляются только через несколько лет».

Откроем карты: в описанном случае события развивались скорее по первому варианту: застройщик действительно оказался не в силах достроить все обещанные дома. По наблюдениям Екатерины, тем, кто купил участок раньше, постоянно следил за стройкой и «давил» на исполнителей, дома достроили. Но у многих покупателей, которые не контролировали процесс, строительство застыло на стадии фундамента.


По мере готовности
Что касается коммуникаций, то, по словам Ивана Матюшина, стоимость 500 000 рублей адекватна рынку – застройщик на этом практически не зарабатывает, а лишь повышает ликвидность земли.

При этом плата за коммуникации в случае Екатерины вносилась не единовременно, а по мере их строительства. Эта схема не слишком распространена на рынке. По словам генерального директора компании DeutscheWand Александра Водовозова, это может свидетельствовать о том, что застройщик перекладывает риски на покупателя. «С одной стороны, рассрочка – приятная для покупателя новость, с другой – возникает вопрос: а подведение коммуникаций гарантируют? Или предложение на самом деле выглядит так: «Мы будем стараться их подвести, и если получится – вы оплатите. Мы же не просим деньги вперед», – говорит Антон Архипов. – И тут возникает ключевое расхождение интересов: для многих покупателей – наличие газа в доме, где они планируют постоянно проживать, – непременное условие покупки. Застройщик же хочет преподнести эту опцию как отдельную услугу, которую можно оплатить, но которую он вовсе не обязан предоставить».

По словам Екатерины, в отношении коммуникаций застройщик повел себя более ответственно, чем при строительстве домов. На данный момент подведены все коммуникации, кроме газа. «Какая-то работа по газу ведется, но пока далека от завершения», – говорит покупательница. Как отмечает Иван Матюшин (ГК «Астерра»), установка газоснабжения – длительный процесс и нередко занимает 3-4 года: «Поэтому, если видно, что работы ведутся, это нормально. А вот если застройщик обещал подвести газ, но за четыре года никак не продвинулся, это должно вызвать вопросы со стороны покупателя».


Против гигантомании
Относительно небольшая площадь дома была выбрана не столько из-за ограниченного бюджета строительства, сколько из соображений экономии в будущем. «Можно было построить дом и площадью 300 метров, однако это бы напрямую отразилось на коммунальных платежах. Сейчас мы понимаем, что приняли верное решение. Поскольку газ пока не подведен, отапливать дом приходится электричеством. Те, кто решил строить большие дома, до сих пор не могут в них переселиться на постоянной основе, так как плата за отопление оказалась неподъемной», – отмечает Екатерина.

По словам Ивана Матюшина, отопление электричеством дома такого или чуть большего размера составляет 15 000 – 25 000 руб. в месяц, в зависимости от качества строительства и теплоизоляции. Если площадь дома будет 300 метров, платежи окажутся примерно на 30% больше.

В целом эксперты рекомендуют хорошо подумать при выборе оптимальной площади дома и избегать гигантомании. «Мы, например, часто сталкиваемся с тем, что человек приходит и приносит нам эскиз проекта дома на 400 метров, - рассказывает Александр Водовозов. - Но в результате выявления всех потребностей, разработки функционала и техпомещений, их назначения и площади, мы поэтапно приходим к тому, что дом больше 250 метров ему не нужен. А 400 метров – это были просто амбиции, желание продемонстрировать свой статус».

Иван Матюшин вспоминает пример, когда площадь построенного дома не использовалась полностью: «Мне однажды встретился человек, который продавал свой дом и хорошо знал только первый этаж в нем. На втором этаже он уже путался при объяснении, что для чего предназначено, а третьим вовсе не пользовался, поэтому ничего не смог о нем рассказать».


Каждую неделю на стройке
Во время строительства Екатерина с мужем приезжали в поселок раз в неделю, а иногда и чаще, чтобы проконтролировать рабочих. «Раз в неделю – это нормальная периодичность проверок. Иногда можно чаще, например, когда возводятся стены и перегородки», – считает генеральный директор Vesco Construction Вадим Ивкин.

По словам Алексея Хижнякова, начальника отдела продаж поселка «Маленькая Шотландия», необходимости в столь частых проверках нет: «При строительстве дома всегда составляется график производственных работ. Имея сведения о том, когда будет завершен тот или иной этап, заказчик может приезжать на осмотр и проверку».

Александр Водовозов (DeutscheWand) согласен, что проверки должны быть привязаны не к календарной периодичности, а к этапам строительства. «Проверяются те виды работ, которые после их исполнения невозможно уже будет проверить. Например, подготовка основания фундамента, армирование – потому что, когда зальется бетон, арматуру мы больше не увидим, не будем знать, как она была разнесена, с каким шагом, какого сечения, как была соединена между собой».

Но, к сожалению, в отсутствие специалиста эти поездки все равно могут оказаться бессмысленными. «Покупатели – не профессионалы в стройке и не понимают каких-то тонкостей, – полагает эксперт. – Они могут заметить, например, глубину канала, но не проверят сечение арматуры, перехлест при соединении элементов между собой. Все эти поездки осуществляются только для того, чтобы дисциплинировать бригады, чтобы держать в тонусе прораба, но контроль все равно получается в большей степени мифическим».

Стоимость найма специалиста по технадзору, по словам Антона Архипова («Инком-недвижимость»), составляет 10 000 – 30 000 рублей в месяц. Однако привлечение профессионала не всегда возможно. «Возможность технадзора «со стороны», составления актов, претензий, дефектных ведомостей прописывается в договоре. Зачастую застройщики возражают против внесения таких изменений в договор подряда», – говорит Иван Матюшин.

Правда, в случае Екатерины даже самостоятельные поездки без привлечения профессионала оправдались: «В один из визитов мы сравнили вырытые канавы под фундамент с чертежами и поняли, что их расположение не соответствуют проекту. В итоге пришлось засыпать канавы и рыть их заново. После этого случая мы старались контролировать буквально все, чтобы строители не отклонялись от проекта. Но мы понимали, за какие деньги мы получаем этот результат, так что «косяки» были ожидаемы».


Другие окна
Были и плюсы. В процессе строительства Екатерина захотела поставить более дорогие и качественные окна по сравнению с теми, что были обозначены в смете в договоре. В итоге другие окна были заказаны отдельно, а затраты на изначально оговоренные застройщик частично компенсировал. К слову, так везет далеко не всем. Если в договоре не расписано предметно, что сколько стоит, вернуть деньги, даже отказавшись заранее от отдельных работ или материалов, скорее всего, не получится.

Тем не менее, по словам Вадима Ивкина, практика возврата средств за неиспользованные материалы встречается: «Кто-то берет за это до 10%, т.е. возвращает всего 90% от прописанной в смете стоимости. Мы так не делаем, и в случае с окнами, например, можем произвести сверку, и при необходимости вернуть ранее оплаченные деньги».

По словам Ивана Матюшина, сговорчивость застройщика зачастую зависит от того, оформил ли он уже заказ на материал. «Дело в том, что заводы обычно берут предоплату за окна. Если застройщик уже заплатил за них, то вряд ли вернет деньги покупателю, в лучшем случае он будет готов отдать лишь часть средств – за вычетом себестоимости», - объясняет эксперт.


Вдвое дольше
Больше всего Екатерину расстроило затягивание сроков строительства. «Предполагалось, что дом будет построен за один сезон, но за это время возвели только первый этаж, а второй этаж и крышу достраивали уже следующим летом», – сетует она.

«Затягивание сроков может произойти в том числе по объективным причинам: например, из-за погодных условий. Но могу сказать, что два сезона для строительства дома площадью 160 кв. м – это слишком много», – считает Иван Матюшин.

Сроки строительства должны быть четко обозначены в договоре. В этом случае у покупателя будет инструмент давления на застройщика и возможность применить к нему штрафные санкции. «Спор в судебном порядке позволяет требовать пени за просрочку, причем весьма существенные – в размере 3% за день. Такое обращение в суд может разорить подрядчика», – отмечает Александр Водовозов.

Правда, в большинстве случаев покупатели не преследуют эту цель – ведь если застройщик разорится, кто достроит дом? Однако знанием закона можно «припугнуть» застройщика еще до возникновения проблем. «Грамотно составленный договор подряда и соблюдение предусмотренных в нем мероприятий (в том числе своевременное сообщение о замеченных дефектах или об отклонении от сроков сдачи определенных этапов строительства) гарантируют их устранение и/или вмешательство администрации, если они документально зафиксированы. В этом случае застройщику затягивать сроки крайне невыгодно. Грамотных покупателей, которые способны должным образом осуществлять контроль, застройщики боятся. Поэтому важно либо самому вникнуть в суть дела, либо привлечь специалистов, которые помогут обезопасить от такой ситуации», – говорит Антон Архипов.


Отделка дороже дома
Итак, на землю, дом и коммуникации у Екатерины ушло 2,5 млн рублей. А вот внутренняя отделка обошлась значительно дороже. Ремонтная бригада, которую покупательница привлекла неофициально, взяла за свою работу около 600 000 рублей, еще 3-4 млн рублей ушло на материалы. «В эти траты входит изготовление лестницы по индивидуальному дизайну. Для нее мы отдельно заказывали металлический каркас, накладные деревянные ступени и стеклянное ограждение», – рассказывает Екатерина.

Стоимость отделки эксперты назвали вполне разумной. «Почти никто не отдает себе отчет, что внутренняя отделка дома, с инженерными системами, с мебелью будет стоить столько же, сколько работы по возведению коробки, а иногда и больше. Построить дом, возвести коробку, поставить окна, фасад и кровлю – это далеко не половина всего, что нужно потратить на домовладение. Это меньше половины», – говорит Александр Водовозов.

По словам Ивана Матюшина, стоимость качественного ремонта с грамотной разводкой электричества, выравниванием полов и стен для загородного дома составляет примерно 30 000 рублей за кв. м. В случае Екатерины цена оказалась менее 28 000 рублей за метр.

В общей сложности Екатерине удалось уложиться в 7 млн рублей. «Это несколько ниже цены 2010 года на аналогичное предложение, и той, что сложилась бы сегодня. Если дом удовлетворяет пожеланиям владельца и отвечает СНиПам, можно только порадоваться за владельца, заключившего такую удачную сделку», – заключает Антон Архипов.

По словам Татьяны Калюжновой («ИРН-Консалтинг»), сейчас подобные участки с подрядом на строительство предлагаются в среднем за 5-6 млн рублей, и это цена без отделки. Среди предложений с отделкой можно выделить «Smart Ville Дмитровка», расположенный неподалеку от участка Екатерины. В этом поселке дом площадью 165 кв. м на участке 12 соток с отделкой под ключ, с меблировкой можно купить почти за 11 млн рублей.

В этой истории решение купить участок с подрядом по демпинговой цене оказалось в результате верным – семья получила дом дешевле, чем в среднем по рынку. Однако, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», большую роль здесь сыграло везение, а также постоянный и весьма трудозатратный контроль за стройкой.
 

Читайте также:
Загородный дом: построить самостоятельно или купить готовый