Росреестр расскажет, кто наводил справки о чужих квартирах
В выписках из ЕГРП появится история перехода прав на имущество, расширится информация о владельце и будет указано, кто уже интересовался той или иной недвижимостью.
Росреестр планирует расширить данные о недвижимости и ее собственниках, предоставляемые в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В справке появится история перехода прав на имущество, дополнительная информация о владельце и список тех, кто уже запрашивал выписку. Согласно проекту приказа Росреестра (есть в распоряжении «Известий»), изменения будут вступать в силу поэтапно, а полностью новации будут реализованы до января 2016 года.
Согласно проекту приказа, уже с 1 июля этого года в ряде регионов территориальные органы Росреестра смогут предоставлять выписки из ЕГРП «о переходе прав на объект недвижимого имущества» и «о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества». Таким образом россияне смогут получить полную «историю квартиры», а также возможность получать информацию о наличии собственности у того или иного лица. С 1 января 2016 года ведомство будет также предоставлять информацию «о признании правообладателя недееспособным или ограничено дееспособным», а также «справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества».
В пояснительной записке к документу указывается, что предоставление новых сведений позволит Росреестру использовать вырученные на выписках средства «в целях дополнительного увеличения кадрового потенциала системы, модернизации и переоснащения материально-технической базы». О возможности повышения стоимости выписки из ЕГРП в постановлении не упоминается. Напомним, сейчас справка из Росреестра обходится в 200 рублей для физических лиц и в 600 — для юридических.
Также в пояснительной записке уточняется, что на первых этапах новые сведения будут предоставляться только после личного визита в Росреестр. В дальнейшем запросить данные можно будет, как и в случае со старой выпиской, по обычной и электронной почте или через портал госуслуг.
Напомним, что сейчас в выписке из ЕГРП есть адрес, площадь и назначение объекта недвижимости, данные о правообладателях, вид зарегистрированного права и зарегистрированные ограничения (обременения) права.
— История квартиры и информация по владельцу сегодня предоставляются по запросам судебных или правоохранительных органах в рамках рассматриваемых дел, либо непосредственно самого собственника недвижимости, а также иным лицам, указанных в п. 3, ст. 7, п. 2 ст. 8 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данная информация содержится в базах Росреестра, соответственно ни одна другая организация не компетентна давать информацию такого рода. Однако зачастую бывают случаи, когда сотрудники ведомства злоупотребляют своими полномочиями и данная информация оказывается у совершенно посторонних лиц, которые могут воспользоваться по своему усмотрению, — отмечает председатель коллегии адвокатов «Тонкий и партнеры» Евгений Тонкий.
Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Дмитрий Титов оценил изменения как «крайне положительные» и обратил внимание, что они смогут повысить надежность сделок с недвижимостью.
— Сейчас многие сделки признаются недействительными, когда через несколько лет всплывают, например, обстоятельства о недееспособности владельца, — пояснил эксперт.
Относительно предоставления данных об имущественных правах конкретного собственника Титов отметил, что эта новация положительно скажется на практике взыскания долгов.
— Сейчас можно арестовать либо конкретную недвижимость, числящуюся за должником, что нужно еще установить, либо всё его имущество. В последнем случае разыскивать недвижимость будут судебные приставы, на что уйдет достаточно большое количество времени, за которое должник успеет продать недвижимость, — рассуждает Титов.
Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский обратил внимание, что справки из Росреестра о тех, кто запрашивал информацию о недвижимости, были доступны и ранее, но только собственникам.
— Пользы от этой информации для третьих лиц я не вижу, — высказал свое отношение к новации Можаровский.
А заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Сергей Жарков предположил, что информация о запросах может быть использована спекулянтами.
— Например, продаете вы квартиру, нашли покупателя, всё обговорили, скоро сделка. А тут вы просите человек двадцать своих знакомых отправить запросы на выписку из ЕГРП и объявляете своему покупателю: «У вас появились конкуренты, можете сами проверить, а цену я поднимаю на 30%», — приводит пример Жарков.
Эксперт не одобрил и другие новации Росреестра.
— Вся эта информация противоречит гражданским правам. Получается, какие-нибудь криминальные элементы совершенно легально могут выяснить, сколько, где и когда вы приобрели-получили недвижимость, — отзывается Жарков о возможности запросить информацию о недвижимых объектах конкретного лица. — Сведения о дееспособности вряд ли будут попадать в Росреестр оперативно — эта структура со здравоохранением никак не связана.
Появление возможности ознакомиться с историей перехода прав на недвижимость Жарков, напротив, одобрил.
— Это позволит покупателю сразу проверить юридическую чистоту квартиры, дома или участка, — аргументировал он.
Руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов уверен, что новации сделают рынок российской недвижимости прозрачнее и простимулируют увеличение количества сделок.
— Сейчас покупка и жилой, и коммерческой недвижимости связана с колоссальными рисками из-за отсутствия достаточного количества информации об объекте, — отмечает Соколов. — На жилом рынке это приводит к тому, что многие просто не рискуют менять или покупать квартиры. В случае же с коммерческой недвижимостью компании вынуждены держать армии юристов, которые долго и тщательно проверяют всю информацию, предоставляемую продавцом.
Соколов также уверен, что предоставление Росреестром новых сведений нельзя связывать с вмешательством в частную жизнь.
— В общедоступности данных о недвижимости ничего такого нет, если нечего скрывать, — говорит он.