Коммерческая недвижимость России: риски при аренде
Специально для IRN.RU их анализирует адвокат Олег Сухов
Риски подстерегают не только покупателей объектов коммерческой недвижимости (см. статью «Коммерческая недвижимость: риски при покупке»), но и арендаторов. А финансовые потери последних могут быть иногда не меньше, чем у первых.
Скрытые платежи
Прежде всего, это риски завышения арендной платы за счет предоставления сопровождающих услуг. О чем идет речь? Коммерческая недвижимость чаще всего – это обычная коробка здания, в которую еще надо вдохнуть жизнь. Нередки случаи, когда мошенники возводят коробку здания и показывают ее людям: «Вот, видите! Уже построили!». После чего исчезают, собрав деньги с доверчивых граждан. А потом выясняется, что строение, собственно говоря, стоит сущие копейки по сравнению с затратами, которые надо вложить в коммуникации, инженерные сооружения и отделку.
Не меньшее значение для функционирования объекта недвижимости, кроме крыши над головой и стен, имеют вроде банальные услуги: подача воды, тепла, телефония, интернет, электричество и так далее. И вот здесь арендатора могут ожидать различные неприятные сюрпризы. Представим себе, что фирма сняла в аренду офис за вполне приемлемую цену. Однако в тот же день ее директор узнал, что еще надо заключить отдельные договоры на подачу воды, тепла, электроэнергии, охрану, телефонию, интернет, уборку и прочие необходимые услуги. По словам одного из наших бывших клиентов, в совокупности все затраты на обслуживание этих договоров почти в 7,5 (!) раз превысили стоимость самой аренды. А заменить поставщиков услуг оказалось просто невозможно. Зато в рекламе этого офисного центра гордо утверждалось, что стоимость одного метра аренды помещения одна из самых низких по Москве.
(А это весьма существенно, особенно в условиях отрицательной динамики цен на премиальные офисы, подробнее см. «Офисы в Москве весной 2014 года: картина маслом». – IRN.RU.)
Субарендаторы
В еще более худшем положении находятся субарендаторы, которые зависят не только от арендодателя, но и арендатора, сдавшего им помещение. Очень часто собственник и первый арендатор не раскрывают субарендатору все условия своего договора, ограничиваясь выписками из него. В результате субарендатор оказывается без вины виноватым, когда хозяин здания и арендатор начинают «выяснять отношения». В 2008 году муниципалитет одного из сибирских городов отдал девелоперской компании «Крейг» (название изменено) для устройства офисного центра одно из помещений разорившегося подшипникового завода. Одним из условий договора аренды было то, что «Крейг» обязуется своими силами и за свой счет провести капитальный ремонт здания, а при необходимости модернизировать коммуникации. Девелоперы сразу же сделали косметический ремонт, поставили перегородки и стали сдавать недвижимость в аренду. Одновременно фирма «Крейг» провела экспертизу здания, после чего выяснила, что модернизация инженерных сооружений и коммуникаций потребует очень больших затрат. Чтобы компенсировать убытки, арендатор ввел дополнительные услуги (см. выше) и со следующего года поднял цену субаренды. Субарендаторы стали покидать офисы и разрывать договоры. Прошло еще два года, однако дело не двигалось. Денег на ремонт катастрофически не хватало. Наконец, городским властям эта история надоела, и после выборов они расторгли договор с «Крейгом». Субарендаторы еще три месяца сидели в своих офисах, но потом муниципалитет выставил и их на улицу. По большому счету пострадавшей стороной во всей этой истории оказались субарендаторы, которые ни сном ни духом не ведали о договоренности властей с первым арендатором.
Перспективы и пути развития
Наш разговор о рынке коммерческой недвижимости будет, наверное, не полным, если ничего не сказать о перспективах и направлениях его развития. В последние годы он переживает довольно бурный рост. Это связано с активностью ретейлеров, а также мелкого и особенно среднего бизнеса. Если говорить о ретейлерах, эти компании чаще всего выкупают недвижимость для размещения складов и одновременно арендуют помещения для торговых площадей. Это общероссийская тенденция. Начиная с 2000 года почти во всех более или менее крупных городах России появились многочисленные «центры», «сити», «парки», в которых с особым удовольствием разместились крупные ретейлеры: «Ашан», «Магнит», «Пятерочка» и так далее. С другой стороны, было бы несправедливо, как говорится, стричь всех под одну гребенку. Например, «Икея» предпочитает вообще строить объекты, а не покупать или арендовать их.
Мелкий бизнес также ориентируется на арендные отношения. Это происходит в силу нехватки оборотных средств и отсутствия залога. А вот средний бизнес, как показывает практика, активно скупает коммерческие помещения. И чаще всего делает он это с помощью банковских кредитов. Банки с удовольствием дают ссуду именно под залог приобретаемых помещений. Средний бизнес предпочитает не крупные торговые центры, а помещения площадью 400-500 квадратных метров, расположенные в жилых или отдельно стоящих зданиях. Можно прогнозировать, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Особенно с учетом все большей конкуренции банков в борьбе за «своего» потребителя.
Минимизация рисков
Покупая строение, следует удостовериться, что оно является объектом капитального строительства. Об этом расскажут правоустанавливающие документы, бумаги из Росреестра, БТИ, муниципальных органов. О том, находится ли объект в залоге у банка, наложен ли на него арест, также можно узнать по выпискам из истории регистрационных действий Росреестра. В обязательном порядке следует проверять продавца по различным источникам: интернету, сайтам министерст ва по налогам и сборам России, Арбитражного су да Российской Федерации. Нелишним будет интересоваться политической жизнью своего региона, отслеживать изменения в местном законодательстве, следить за реализацией федеральных и местных программ, связанных со строительством объектов и дорог. И самый главный совет: планируя сделку с недвижимостью, пригласите своего адвоката. Только высококвалифицированный специалист сможет профессионально составить запросы, тщательно проанализировать документы и минимизировать риски.