«Осмысляя итоги несколько круглых столов, проведенных за последние сезоны деловой активности, мы видим, что рынок загородной недвижимости чувствует себя не так хорошо, как квартирный сегмент», – заявил руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко. Он выступил модератором дискуссии на прошедшем в Гостином дворе круглом столе «Загородный рынок: стагнация или норма?» в рамках выставки «Домэкспо».

«Если до кризиса и городская, и загородная недвижимость «зашкаливали» по все показателям во всех форматах, то после кризиса положение изменилось, – считает эксперт. – В городе, по крайней мере в рублях, уровень цен опять продолжает ползти вверх, а в загородных форматах все не так гладко, как хотелось бы». Есть попытки найти новые форматы, опять вышла на поверхность дискуссия о преимуществах участков без подряда и с подрядом, но назрела необходимость обсудить сложившуюся ситуацию. «Может быть, так и должно быть, загородное жилье имеет чаще статус «второго дома», и покупать его должны реже», – задается вопросами руководитель IRN.RU.


Дачи. Король умер, да здравствует король! 
После вводного доклада руководителя «ИРН-Консалтинг» Татьяны Калюжновой (см. статью «Загородная недвижимость Подмосковья: от удела олигархов к вотчине среднего класса») неожиданно завязалась дискуссия на тему дач. Ее начал Александр Дубовенко, совладелец компании «Гуд Вуд», неожиданным заявлением о том, что «дачи умерли» и более не стоит говорить о них как о самостоятельном сегменте рынка.

«Что такое стагнация? Это когда сегодня плохо, но есть вера, что завтра будет хорошо, – считает Александр Дубовенко. – Я не верю, что сейчас все плохо, и не верю, что завтра будет хорошо». Рынок просто изменился. Он напомнил про известную историю с «тюльпановым пузырем», отмеченную еще в Средние века, когда за луковицу тюльпана отдавали целый замок – с фортами, бастионами и рвами. Можно считать, что сейчас период стагнации тюльпанов, что когда-то они опять начнут продаваться намного дороже золота, но это не так. «Тюльпаны просто умерли», – сказал он.

Одним из ныне ненужных сегментов стали дачи, считает Дубовенко. Первая задача, которую они несли, – поехать выпивать на выходные. Вторая – в летний период сбагрить детей под присмотр дедушек и бабушек. Третья – наблюдать за соседкой, которая полет грядку. В наше время все эти задачи стали одновременно неактуальными.

Это ни в коем случае не означает, что загородные дома стали не нужны, подчеркнул он. Просто это уже не те дома. Это дома, в которых живут люди круглый год. Они работают в Москве и живут близко от столицы, или работают дистанционно, или вообще не работают. Есть узкая прослойка людей, которая обладает несколькими объектами жилой недвижимости – квартирами, загородным домом, объектами за рубежом, но это скорее исключение, чем правило. «Я вижу в будущем новый большой сегмент рынка недвижимости – арендных дач», – сказал Дубовенко. Предложение сейчас равно нулю, но оно уже сейчас востребовано.

Ему возразил Алексей Артемьев, директор департамента загородной недвижимости TWEED: «Сейчас, после конференции я как раз поеду на дачу, я считаю, что дача никогда не умрет». «Правильнее, наверное, говорить, что наши дачи становятся другими: удобства не во дворе, инфраструктура шагнула семимильными шагами, но сами по себе дачи все равно останутся», – сказал он.


Еще одно кладбище
Участки с подрядом стали мертвым сегментом недвижимости, считает Александр Дубовенко. По его словам, сейчас мало кого интересует объект, за который нужно заплатить, а потом кто-то что-то на купленном участке земли построит. Либо выбирают участок без подряда, а затем человек сам по мере поступления средств строит в течение десяти лет себе дом, либо предпочтения отдаются готовому дому.

По словам Алексея Артемьева, директора департамента загородной недвижимости TWEED, сегодня на рынке элитной недвижимости продолжается тенденция некоторого затоваривания в сегменте поселков с домами под чистовую отделку (которая длится с 2008 года). Спрос сместился в сторону вторичной недвижимости и домов под ключ. Объясняется это тем, что большой процент покупателей элитной недвижимости приобретают не первый и не второй объект недвижимости и уже устали от длительных и трудоемких ремонтов, они хотят получить дом, в котором можно начинать жить сразу после приобретения.


В целом загородный сегмент жив
Участники дискуссии обратили внимание, что определенный спрос на загородную недвижимость, не только на квартиры, поддерживается падением рубля и сложной ситуацией с банковскими депозитами. Люди боятся оставлять деньги в банках и стремятся вложить их во что-то более надежное. «Пока депозитов оказывается настолько много (около $200 млрд), что хватит на десятилетия на приобретение недвижимости», – считает Дубовенко.

Дмитрий Котровский, вице-президент «Химки Групп», отметил, что рынок загородной недвижимости Московской области в последние два года переживает не стагнацию, а болезненный, но вполне закономерный процесс саморегуляции, вынужденно реагируя на новые вызовы со стороны покупателей. «Спрос в ранее переоцененных сегментах и локациях сокращается, на первое место выходит не фактор престижности трассы, площади дома и участка, а фактор качества жизни, как можно больше приближенного к городскому с точки зрения социальной инфраструктуры. Определяющее негативное влияние на продажи на загородном рынке оказывает огромный объем предложения на рынке вторичного жилья в Москве, что мешает реализовать вторичные объекты в городе для входа на загородный рынок», – подчеркнул он.