Доступен свежий прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья до конца 2024 и на 2025 год от IRN.RU До конца года рынок будет стангнировать, потом цены могут поползти вниз Перейти

С начала 2000-х гг., когда в Подмосковье стали появляться первые организованные коттеджные поселки, загородный рынок претерпел целый ряд серьезнейших трансформаций. В итоге за десять с лишним лет удел олигархов с коттеджами за миллионы долларов превратился в вотчину среднего класса, где простой смертный москвич со средним доходом может купить скромный таунхаус или квартиру в малоэтажном доме. Правда, городскую квартиру для этого, скорее всего, придется продать… Об этапах развития рынка рассказала руководитель компании «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова на круглом столе IRN.RU «Загородный рынок: стагнация или норма?». Мероприятие состоялось в рамках выставки «Домэкспо» 11 апреля.


Удел олигархов
В начале 2000-х рынок загородной недвижимости был представлен исключительно премиальным сегментом, если точнее – коттеджными поселками, расположенными не далее 20-30 км от МКАД по Рублево-Успенскому, Сколковскому, Минскому и Новорижскому шоссе. Поселков с таунхаусами было существенно меньше, а участки без подряда (УБП) и квартиры в малоэтажных жилых комплексах (МЖК) предлагались в единичных проектах.

Наиболее динамичный этап развития загородного рынка – с 2005 по 2008 гг., когда благодаря росту доходов населения и распространению ипотечного кредитования резко увеличился платежеспособный спрос на жилье вообще и на загородное в частности.

Спрос, как известно, рождает предложение: количество поселков за этот период увеличилось примерно в два раза. Девелоперы начали активно осваивать не пользовавшиеся ранее популярностью направления – юг, восток, северо-восток – и территории за 30-м километром от Московской кольцевой. Появилось множество новых поселков с таунхаусами, стали выходить на рынок первые проекты дачных поселков.

При этом доля поселков с участками без подряда и малоэтажными квартирными домами оставалась незначительной. В докризисный период в основном развивался сегмент бизнес-класса, спросом пользовалось главным образом готовое жилье и участки с подрядом на строительство. Такие проекты приносили наибольший доход, поэтому застройщики не видели смысла в продвижении более экономичных форматов.


Кризис как мощный «демократизатор»
Резкое падение спроса на загородную недвижимость, особенно в высокобюджетных сегментах, и прекращение банковского кредитования строительной отрасли дало мощный толчок развитию самого демократичного сегмента загородного рынка – участков без подряда. Если до кризиса в Московской области насчитывалось всего 40-50 поселков с УБП, то уже в 2009 г. число таких поселков приблизилось к 180, то есть выросло более чем в четыре раза.

На сегменте малоэтажных квартирных домов кризис также сказался самым положительным образом. Если число поселков с коттеджами и таунхаусами с 2008 г. выросло в 2 - 2,5 раза, то количество поселков с участками без подряда и малоэтажными домами – в семь-восемь раз.

При этом сам сегмент МЖК эволюционировал по сравнению в 2008 г. До кризиса квартиры в таких домах покупали богатые владельцы коттеджей в соседних поселках для родителей или привилегированной прислуги, а также люди, которые очень хотели приобрести жилье на престижных направлениях, но не имели денег на покупку отдельного дома. Сейчас это самые обычные квартирные, только малоэтажные дома, по своим свойствам и уровню цен конкурирующие с традиционными многоэтажными новостройками. В результате на смену большим многокомнатным квартирам пришли одно-двухкомнатные, небольшого метража, а средняя цена квартиры в малоэтажном доме резко упала.

Несмотря на катастрофический дефицит покупателей в период кризиса, к концу 2009 г. заявленный уровень цен на загородном рынке практически не изменился по сравнению с пиковыми показателями 2008 г. Cкрытые скидки – под конкретного клиента – составляли 30-50%.

Цены открыто поползли вниз только в 2010 г. – застройщикам нужно было возвращать взятые до кризиса банковские кредиты. На рынке наконец-то появились покупатели, которых можно было привлечь подешевевшим предложением, – реализовывался отложенный спрос.

Тенденция к снижению средних цен продолжилась и в последующие годы, в основном за счет выхода на рынок более дешевых проектов. Речь идет не только о снижении средней цены метра и сотки, но об уменьшении размеров домовладения и, соответственно, общей стоимости объекта. Например, если до кризиса элитным мог считаться коттедж площадью от 600-700 кв. м на участке от 30 сток, то сейчас к премиум-сегменту относят дома от 400 кв. м с участками от 20 соток.


Дифференциация рынка на фоне общей стагнации
На оживление спроса в 2010-2011 гг. девелоперы ответили выводом на рынок множества новых проектов, и уже 2012 г. в некоторых сегментах начал ощущаться переизбыток предложения. В результате в 2013 г. число новых проектов сократилось в несколько раз, а в премиальном сегменте вообще не появилось ни одного нового поселка.

Как и все последние годы, в 2013 г. спрос был сосредоточен в бюджетных сегментах, в основном покупали участки без подряда, таунхаусы и квартиры в малоэтажных домах (на эти форматы пришлось 80% сделок в экономклассе). Наибольшей популярностью пользовались поселки, демонстрирующие высокие темпы строительства, с подведенными коммуникациями, хорошей транспортной доступностью и расположенные не далее 30 км от МКАД.

Ценовая динамика позволяет говорить о дифференциации рынка. Средние цены на рынке в целом почти не изменились в течение года, но некоторые, особо успешные проекты показали годовой прирост цен на уровне 20-25%, а в других скидки под конкретного клиента варьировались от 10% до 50% от стоимости объекта.


О дне грядущем
В последние годы спрос фокусируется в бюджетном сегменте загородного рынка, и, по всей видимости, эта тенденция сохранится в блажащие годы при условии отсутствия макроэкономических и политических катаклизмов.

Наибольший объем сделок будет сосредоточен в сегменте таунхаусов стоимостью до $400 000, малоэтажных домов за $150 000 - 300 000 (в зависимости от количества комнат), коттеджей не дороже $500 000 и участков без подряда в пределах $300 000.

В бюджетном сегменте покупатели в основном будут интересоваться проектами в 30 км от МКАД, с хорошей транспортной доступностью и развитой социальной инфраструктурой.

Скачать презентацию доклада руководителя компании «ИРН-Консалтинг» Татьяны Калюжновой «Загородная недвижимость Подмосковья: от удела олигархов к вотчине среднего класса»

Смотрите также: