С начала прошлого года наблюдается рост уровня вакантных площадей – за 12 месяцев этот показатель увеличился с 9% до 13%. Аналогичный уровень вакантности был зафиксирован в середине 2011 г. В 2012 г. данный показатель колебался в диапазоне 8-10%, по данным аналитиков компании Praedium. Другие консультанты не подтверждают эти данные, однако, свидетельствует аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», все равно отмечают опережающий рост темпов ввода новых офисов.


Новое предложение превышает спрос
Рост количества вакантной офисной недвижимости в 2013 году аналитики Praedium связывают в первую очередь с увеличением объема нового предложения: введено за год было 820 000 кв. м офисной недвижимости, поглотить рынок смог только 620 000 кв. м. Повлиял на увеличившийся уровень вакантности и относительно слабый спрос. Ожидавшейся ранее остановки уровня вакантности в пределах 12% к концу года не произошло из-за сохранения низких темпов поглощения, проявившихся на рынке еще в III квартале 2013 года.

«Повышение активности арендаторов под конец года не оказалось таким высоким, как изначально ожидалось после некоторого затишья на рынке, произошедшего в III квартале – времени традиционных отпусков. Объем сделок аренды/покупки в сегменте качественной офисной недвижимости за IV квартал 2013 года составил всего 155 000 кв. м, что почти эквивалентно аналогичному показателю во II квартале года. Таким образом, в III квартале наблюдался самый низкий спрос на офисную недвижимость за последние несколько лет: объем поглощения офисной недвижимости за период составил чуть более 110 000 кв. м», – говорится в отчете Praedium.

У других аналитиков собственные точки зрения.


CBRE: все было стабильно
По данным нового исследования компании CBRE, основные показатели офисного рынка в 2013 году были относительно стабильными: объем заключенных в 2013 году сделок практически не изменился относительно показателя 2012 года (1,07 и 1,03 млн кв. м соответственно), уровень вакансии колебался незначительно, в пределах одного процентного пункта (11-12%), ставки аренды не показали роста. Однако аналитики CBRE также зафиксировали рекордный объем нового строительства с 2010 года (888 269 кв. м), в 2010 году этот показатель был 951 000 кв. м.


Colliers International: рост объема подтверждается
Аналитики компании подтверждают рост объема рынка офисных площадей на 888 269 кв. м (на 56% выше показателей 2012 г). Интересно, правда? Две компании, обе – независимые консультанты, оценивают ввод площадей одинаково с точностью до метра. Не привлечет ли это внимание антимонопольщиков? Учитывая, что мнения конкурентов отличны?

За 2013 г., по данным Colliers International, было введено в эксплуатацию 48 бизнес-центров класса А и В, а общий объем предложения на московском офисном рынке достиг 14,45 млн кв. м. На 2014 г. заявлен ввод 1,4 млн кв. м офисных помещений, из которых, по оценке специалистов Colliers International, будет достроено примерно 900 000 кв. м. Более половины из заявленных к вводу объектов приходится на здания класса А, 30% – на класс В+, оставшиеся относятся к классу В-.


Jones Lang LaSalle: объем рынка превысит 16 млн кв. м
Общая площадь заявленных на 2014 год проектов составляет около 1 млн кв. м, однако, по предварительным прогнозам Jones Lang LaSalle, реальный ввод составит 860 000 кв. м, а общий объем рынка офисов в Москве достигнет 16,4 млн кв. м. В числе крупнейших проектов, заявленных на 2014 год, – Neo Geo (130 000 кв. м), Comcity (фаза I; 107 000 кв. м), МФК «ОКО» (87 600 кв. м), башня «Евразия» (86 800 кв. м), МФК «Водный» (61 600 кв. м).


Ввод офисных площадей в Москве

Источник: Jones Lang LaSalle


Общие выводы
Вера Зименкова, директор по работе с корпоративными клиентами Colliers International, отмечает: «В 2014 г. спрос на офисные помещения сохранится на уровне 2013 г. Арендаторы по-прежнему будут с осторожностью принимать решение о переезде офиса, отдавая предпочтение продлению договоров аренды. Решение о переезде офиса будет приниматься только в случае невозможности остаться на текущем месте либо с целью улучшить качество помещения, при условии сохранения бюджета аренды. При этом соотношение спроса на офисные помещения и уровня нового строительства показывает, что доля свободных площадей в 2014 г. увеличится. В зданиях класса А уровень вакантных помещений может вырасти до 25%.


Тенденции
В 2013 г. аналитики CBRE отмечают на офисном рынке Москвы в частности следующие тенденции:
- Продолжение консолидации последних знаковых объектов, расположенных в Центральном деловом районе, в собственности крупных игроков рынка.
- Увеличение доли заключенных сделок в сегменте класса В (77%).
- Спрос преимущественно со стороны российских компаний (77%).
- Наиболее востребованы офисные блоки – площадью до 500 кв. м (52% от общего количества заключенных сделок) и от 501 кв. м до 1 000 кв. м (28%).
- Увеличение общей доли свободных площадей (с 11% по итогам 2012 года до 12% по итогам 2013 года).
- Увеличение доли свободных площадей в сегменте класса А (с 15% до 17% в течение 2013 года).
- Усиление тенденции децентрализации: зона за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК) и МКАД остается лидером как по объему нового офисного строительства (63%), так и по объему заключенных сделок (50%).


Перспективное кольцо
В 2013 г. максимальный объем сделок, как и на протяжении последних четырех лет, по данным CBRE, был заключен на офисные помещения в зоне между ТТК и МКАД (50%). Далее следуют Центральный деловой район (21%), зона между СК и ТТК (23%). Минимальный объем сделок пришелся на офисные помещения за МКАД (6%). Подобная структура распределения объема сделок была характерна и для 2012 года, 40%, 29%, 22% и 9% соответственно.

Формирование нового тренда на рынке коммерческой недвижимости Москвы – повышение спроса на офисные комплексы классов B и B+ в сегменте ТТК-МКАД – отмечают и аналитики инвестиционного фонда STONE HEDGE. По их мнению, эти территории становятся все более привлекательными как для работодателей, так и для работников небольших и средних компаний. Во-первых, в пределах ТТК запрещено новое строительство. Соответственно, предложение офисных площадей в ЦАО весьма ограниченно, что, безусловно, влияет на стоимость.

Во-вторых, в конце 2013 г. в центре города ввели плату за парковку, что снизило привлекательность офисов в комплексах, где нет достаточного количества парковочных мест. Значительно лучше ситуация с парковкой обстоит в Московской области, а офисы в расположенных здесь комплексах более доступны по цене. Несколько лет назад они казались очень заманчивым предложением, однако опыт показал, что привлечь интерес большого количества компаний бизнес-центры ближайшего Подмосковья не смогут, говорится в отчете STONE HEDGE. Безусловно, офис за пределами мегаполиса давал ряд преимуществ: более низкая цена, движение против пробок, возможность приобрести офис более высокого класса за аналогичные деньги. Но проявились минусы: плохая транспортная доступность, отсутствие необходимой инфраструктуры, слабая представительская составляющая. Чаще всего офисные комплексы Подмосковья – это новое строительство, они расположены вдоль крупных магистралей, практически «в чистом поле». Поэтому сегодня многие из них стоят полупустые.

Таким образом, повышенным спросом в данном сегменте пользуются офисные комплексы в ЮЗАО, что связано с расширением границ Москвы в калужском направлении. Население Новой Москвы активно растет, и, конечно, жители новых, присоединенных к Москве районов хотят добираться до работы быстро и с комфортом, не въезжая при этом в центр города. Концентрация в новых районах большого количества как работников, так и руководителей компаний влечет за собой повышение спроса на офисные площади.

Актуальные проекты компании STONE HEDGE (ноябрь 2024)
ПроектРасположениеГККомнатность
STORYМосква, Южный округ, район Даниловский, м. Автозаводская МЦКСданСтудии, 1-4-комнатные апартаменты площадью 40 - 236 м2
Источник данных: База недвижимости IRN.RU