Марина Артюхова, специалист по маркетингу и рекламе, вспоминает компанию, в которой было выделено отдельное помещение без окон, где была установлена 6-метровая клетка для игуаны: «В соседнем помещении аналогичной площади трудились восемь человек, а меня лично просили заказать ванночку для купания этой диковинки. Кормили эту особу исключительно свежайшими овощами и фруктами (на зависть проголодавшимся сотрудникам офиса)».

Впрочем, обычно в офисах голодают только отпетые трудоголики, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU». Наверное, самое распространенное в российских офисах – собственная кухня. «Кухни в офисе – это для отечественного рынка, действительно, норма. Может, дело в любви русского человека к еде», – говорит Кирилл Зайцев, генеральный директор компании Bluestone Group.

Но мир меняется. Все чаще вместо традиционных кухонь с холодильником и микроволновкой можно встретить «модные» кофе-пойнты без предоставления сотрудникам возможности разогревать что-либо – только чай-кофе, сладости и фрукты, довольно часто в офисах устанавливаются снэк-автоматы. «Это связано с тем, что на территории практически всех бизнес-центров всегда есть несколько вариантов кафе-столовых разных ценовых сегментов. Таким образом, владельцы офиса могут с чистой совестью обходиться без горячей кухни в своем помещении, а нет горячей кухни – нет и неприятных запахов», – поясняет преимущества таких помещений архитектор, соучредитель UNK projects Николай Миловидов.

Правда, тогда голодными остаются те, кто долго работает по вечерам, когда все кафе в бизнес-центрах уже закрыты.


Большие решения для маленьких
С развитием информационных технологий люди все меньше испытывают необходимость в безвылазном нахождении в офисе. Но для многих сотрудников офис может быть необходим. Для кого-то это важный элемент самоорганизации, кому-то необходим представительный офис для встреч с клиентами, многим сотрудникам нужно бывать в офисе хотя бы иногда – для встреч с коллегами, обсуждений, планерок. То есть на рынке существует немало компаний, у которых нет нужды в количестве рабочих мест, равных количеству сотрудников. И компании выходят из этой ситуации просто.

Зная, сколько рабочих мест нужно единовременно, они могут арендовать необходимое количество в коворкинг-центрах (англ. co-working – работающие совместно). «Несмотря на то что основной клиент коворкинга – это фрилансер или «ипэшник» (индивидуальный предприниматель. - Ред.) от арт- или IT-сферы, места в коворкингах снимают и крупные компании, когда у них возникают временные проекты, с сотрудниками на удаленном доступе», - отмечает Наталья Круглова, директор бизнес-направления «Недвижимость» ProConsultingGlobalLimited.

Если на Западе коворкинги начали появляться давно, то в Москве об офисах такого формата узнали в кризис, когда компании, собственники офисных площадей в отчаянных поисках арендаторов почувствовали необходимость в новых решениях, способных поддержать их бизнес в период низкого спроса. Сейчас в Москве насчитывается порядка двух десятков коворкинг-центров. Один из первых и самых известных из них расположен на дизайн-заводе «Флакон» (прошедший в 2009 году через реконцепцию Московский хрустальный завод им. Калинина).

Вслед за бизнесменами тенденцию открытия коворкинг-центров подхватило и столичное правительство, а точнее агентство «Малый бизнес Москвы» при департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства. При поддержке агентства были открыты коворкинги «Нагатино» и «ВАО», в августе планируется открытие коворкинг-центра на территории Новой Москвы – в Троицке. Также в планах агентства создание таких центров на улице Радио и на Автозаводской.

В коворкингах, помимо самого рабочего места, обычно предлагаются услуги секретаря, можно использовать переговорные и офисную технику. А удаленные сотрудники могут приезжать туда лишь иногда – по мере необходимости. «Помимо стандартного набора услуг обычного офисного пространства, они могут иметь места для различного варианта отдыха (спальные места, спортивные и игровые комнаты), кухню, душевые и т.д. Еще одна особенность коворкингов – обычно они доступны 24 часа в сутки», – говорит партнер агентства развития творческих территорий WAYCG Руслан Барабаш.

Месячная стоимость аренды рабочего места, по словам Руслана Барабаша, составляет от 5000 до 15 000 рублей. Но зачастую коворкинги предлагают не только долгосрочную аренду конкретного места, но и краткосрочную плату за время – без фиксированного стола с компьютером.


Для свободы и престижа
Еще более «свободный» формат для работы предлагают так называемые «антикафе» – помещения, в которых посетитель платит за время. Стоимость пребывания в антикафе чаще всего составляет 1-3 рубля за минуту. В эту стоимость, помимо места на территории кафе, обычно входит чай, кофе, сладости, иногда легкие закуски. Некоторые помещения такого формата больше подходят для отдыха и встреч с друзьями, но есть и те, что «заточены» на работу. Например, в антикафе Rebel Art House предусмотрены специальные «тихие» комнаты, в «Циферблате» есть специальное помещение «Тихий циферблат», а в «Как бы кафе» посетителям выделяется компьютер с принтером и доступом в интернет, а также можно использовать проектор для презентаций.

Для более «серьезных» компаний, которым важна не столько творческая атмосфера, сколько статусность и эстетичность помещения, также существуют доступные варианты. «Мы базируемся в клубном офисе Cabinet Lounge, – рассказывает управляющий фондом «НСКА Новостройки» Юрий Гольдберг. – В здании можно арендовать как небольшой офис, так и отдельное рабочее место, также арендаторам доступны переговорные, копировальная техника, услуги секретаря. Поскольку большинство наших сотрудников могут работать удаленно, для нас такой офис очень удобен. Небольшим компаниям обычно тяжело найти приличный офис меньше 100 кв. м. А в таком помещении есть возможность за относительно небольшие деньги (30 000 руб. за человека в месяц) пользоваться всеми прелестями большого офиса в центре Москвы, с большим ресепшеном, дизайнерскими переговорными, баром и другими опциями». По словам Юрия Гольдберга, подобные офисы могут стать оптимальным решением для небольших компаний, которым необходимо постоянное присутствие в офисе не более 10 человек.


В ногу со временем
Основным направлением развития офисного пространства эксперты назвали мобильность. Это касается не только коворкингов, но и вполне стандартных офисных форматов (см. «Новые веяния в офисной недвижимости: переговорные-конструкторы и залы для разминки»).

Директор по работе с корпоративными клиентами Colliers International Вера Зименкова среди тенденций, которые становятся все более популярными у арендаторов, выделила создание специальных зон, предназначенных для проектной работы. Их основная цель – это место встречи сотрудников из разных офисов или подразделений для обсуждения рабочих вопросов в рамках проектной группы.

«Совсем недавно архитекторы просто «нарезали» блоки переговорных комнат. Сейчас тщательно анализируется структура внутренних коммуникаций бизнеса заказчика, чтобы организовать и клиентские переговорные и помещения для совещаний сотрудников, – считает Николай Миловидов (UNK projects). – А иногда сотрудникам не нужны замкнутые помещения для быстрого совещания или обмена информацией, поэтому такая простая идея, как разбросанные в open-space открытые зоны для командного общения – это как раз то самое неброское, но крайне функциональное и современное решение».

Главная архитектурная тенденция последних нескольких лет – смешение функций внутри офиса, считает эксперт. Офис во многом перестает быть просто местом для работы, активно впитывая в себя элементы из смежных видов деятельности. «Подчас кофе-пойнт не отличить от настоящего бистро, ресепшен офиса похож на lounge дорогого отеля, переговорные часто напоминают университетские аудитории и так далее», – отмечает Николай Миловидов.

Иногда благодаря интересным решениям можно улучшить качество офисной жизни, повысить презентабельность и вместе с тем сэкономить. Можно сделать жизнь компании яркой и интересной, а работу – похожей на игру. Правда, отмечают в www.irn.ru, в этом процессе важно не заиграться – не стоит превращать офис аудиторской фирмы в презентационную комнату агентства по подготовке корпоративов.