Сергей Сергеев купил однокомнатную квартиру в Дедовске в конце 2004 г., когда у дома еще не было фундамента. Покупая квартиру на стадии строительства, он понимал, что риск есть. Но того, что будет семь лишних лет ожидать достройки дома, не предполагал. «В кошмарном сне этого представить было нельзя», – говорит он.

На самом деле, можно, и не только во сне. Таких историй на страницах СМИ и форумах в интернете можно насчитать тысячи, отмечают в аналитическом центре «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU». Но намного меньше можно найти хеппи-эндов, подобных приведенному в сообщении комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью. Поняв, что дом все-таки будет достроен, Сергеев вместо «единички» на 4-м этаже выкупил трехкомнатную квартиру на 12-м. «За это время созрел приобрести жилье побольше, – делится Сергеев, – сейчас делаем ремонт». После ввода дома на Панфилова, 44, в Дедовске не осталось обманутых дольщиков.

А начинала строительство объекта в 2001 г. компания «Жилая сфера». Но стройка постепенно замерла на уровне шестого этажа. На застройщика было заведено уголовное дело. На объекте остались 25 дольщиков.

В начале 2011 г. на объект пришла компания «ПСО-13», у которой уже был опыт достройки проблемного объекта в Дедовске, на улице Энергетиков. «Достраивать за кем-либо всегда тяжелее, чем строить новый дом, – рассказывает генеральный директор «ПСО-13» Юрий Воротнин. – Нам пришлось убедить людей доплатить еще некоторую сумму – без этого, увы, достроить было просто нереально».

«Мне трудно сказать, чья в итоге заслуга в том, что наш объект был достроен, – сказал Сергеев в интервью порталу www.irn.ru. – Наша инициативная группа обращалась во многие инстанции, в том числе в комитет по долевому строительству. Но когда на объекте появилась компания «ПСО-13», мне стало ясно, что строительство будет завершено».


Итоги года
За год работы комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью решен вопрос 6000 дольщиков. В июле прошлого года, когда комитет приступил к работе, в регионе насчитывалось 18 000 обманутых дольщиков. Сейчас на контроле у комитета остаются 78 объектов, по которым нарушены права около 12 000 граждан. Фактически треть пострадавших все же наконец получила жилье. В 2012 г. разрешилась ситуация на 28 объектах, еще 11 введены в эксплуатацию в 2013 г. «До конца года планируется ввести еще 20 проблемных объектов», – пояснил министр правительства Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью Александр Коган.


Соответствовать закону в будущем
Как бы то ни было, власти взяли курс на то, чтобы по крайней мере все новые договоры на приобретение квартир в новостройках заключались только в соответствии с законом. Первые плоды такой политики уже видны: в первом полугодии 2012 г. было заключено 33 485 договоров долевого участия (ДДУ), а в этом году – 37 278. В том же периоде 2011 года показатель был ниже в два раза – 18 296 договоров. (Подробнее см. в статье «Картина маслом: новостройки Подмосковья остаются дешевыми, становятся надежнее».)

Эти показатели нельзя напрямую сравнивать со спросом на жилье в Московской области в целом, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU». Пока еще не все заключают договоры долевого участия, которые требует закон. Некоторые сами предпочитают «серые» схемы, дающие какую-то выгоду в цене, других покупателей порой вынуждают застройщики: мол, либо по нашей схеме, либо приобретай квартиру в другом месте.


Решать проблемы дольщиков сейчас
Тем не менее власти стремятся как можно скорее урегулировать проблемы с недостроями, сложившимися в Московской области.

Второго июля в Домодедово ввели в эксплуатацию последний долгострой города. Дом в Домодедово, на улице Советская, 50, более 500 семей ждали восемь лет. В 2004 г. компания ООО ИК «Кеми Финанс» получила разрешение на строительство 11-секционного дома переменной этажности на 550 квартир. В 2005 г. началось строительство и продажа квартир по предварительным договорам с вексельной схемой оплаты.

Сергей Клюшов продал трехкомнатную квартиру в Вологде, взял кредит и вложил все деньги в новостройку в Домодедово, рассчитывая, что через 2,5 года с женой и двумя детьми заселится в новую квартиру. Согласно инвестконтракту дом должны были ввести в эксплуатацию в конце 2008 года. «Здесь же, в Домодедово, мы сняли двухкомнатную квартиру, чтобы наблюдать, как строится наш дом. Сначала строили быстро, но потом ход стал замедляться, а когда в 2008 году грянул кризис, стройка остановилась совсем, хотя дом был готов примерно на 96%: не было благоустройства и внутренних коммуникаций», – вспоминает он.

В отношении застройщика началась процедура банкротства. Стройка стояла замороженной больше трех лет, пока в 2012 году компания ООО ПФК «Гюнай» не согласилась взять на себя достройку объекта. Компания в качестве генподрядчика за счет собственных средств завершила работы по внешним и внутренним коммуникациям, внутренней отделке здания, благоустройству. А поскольку три года дом стоял без отопления, генподрядчику пришлось менять протекавшую кровлю, доделывать фасад.

После пятилетнего перерыва на стройплощадке в Дмитрове, мкр. 5, поз. 24, снова заработала строительная техника. К 2007 г. в пятом микрорайоне Дмитрова должна была вырасти высотка на 455 квартир. Однако застройщик ООО «ЮСТ-3» построил лишь цокольный этаж одной из восьми запланированных секций. Строительство остановилось в 2008 году. На объекте остались 59 дольщиков. Ситуация усугубилась, когда в 2011 году скончался генеральный директор компании-застройщика «ЮСТ-3» Игорь Алешин. С этого момента перспективы достроить дом стали еще более призрачными.

«Мы могли потерять стройку и наши деньги, – рассказывает дольщица Нина Гусева. – Часть дольщиков объединилась в инициативную группу, мы начали активные поиски наследников Алешина и учредителей «ЮСТ-3». Ответственность за проблемный объект никто не хотел на себя брать. Но нам удалось найти человека, который смог возглавить компанию. Потом мы привлекли к работе консалтинговую группу юристов».

По мнению Дениса Хмелевского, директора юридического регионального общественного учреждения «Принцип», отстаивающего интересы дольщиков, ситуация с объектом была непростой: нужно было объединять всех дольщиков в ЖСК [впоследствии названный «Верус». – IRN.RU], принимать на себя объект незавершенного строительства, искать нового инвестора-застройщика и заключать с ним новый инвестконтракт.

«Администрация стала предлагать нам варианты потенциальных застройщиков, – говорит Нина Гусева. – Кандидаты проверялись в комитете по долевому строительству на финансовую устойчивость – мы не хотели снова оказаться в ситуации, когда у застройщика не хватает денег на строительство».

В результате совместных усилий был найден новый застройщик – компания ООО «УС-200». Между новым и прежним застройщиком, районной администрацией и ЖСК «Верус» 7 марта этого года было подписано четырехстороннее соглашение о завершении строительства проблемного объекта.

«Администрация отказалась от имущественной доли в объекте, от социальных обременений, – пояснил Александр Коган. – Уже в апреле были заключены договоры на уступку прав по аренде земельного участка и по инвестконтракту. 18 июня Градостроительный совет Московской области, созданный по поручению врио губернатора Андрея Воробьева, одобрил выдачу разрешения на строительство, и новый застройщик приступил к работе. Это значит, что будет достроен один из достаточно сложных долгостроев Подмосковья, по которому долгое время не было механизма решения».