Бомжи – это не только грязные, спившиеся бродяги, прозябающие в местах большого скопления людей и питающиеся по помойкам. Все те, кто не имеет постоянного места жительства, постоянной прописки и вынужден снимать скудные комнатенки на последние средства или ютиться по знакомым и родственникам – все они являются бомжами. Официальной статистики количества реальных бомжей в России нет, но то, что таких несчастных, а в большинстве случаев просто обманутых или по иным причинам наказанных судьбой несколько сотен тысяч, доказывает судебная практика. Обычные люди получают незавидный статус бомжа чаще всего при нескольких обстоятельствах.


Покупка квартиры в новостройке у псевдозастройщика
Ряды обманутых дольщиков уже давно перевалили за сотню тысяч, хотя власти рапортуют менее чем о десяти тысячах обманутых по стране покупателей новостроек. Подобная формальная цифра во множество раз ниже действительной, ибо только каждый десятый, оставшийся без квартиры, попадает в официальные списки обманутых дольщиков, остальные девять, несмотря на выплаченные деньги и не построенные квартиры, по тем или иным «характеристикам и параметрам» не могут считаться ни обманутыми, ни дольщиками.

Как бы там ни было, люди отдают последние сбережения псевдостроительным компаниям, а в итоге не получают обещанные квартиры и остаются на улице. Навязываемые слухи о том, что в покупке новостроек участвует в основном богатая часть общества, инвестирующая средства в целях получения прибыли, далеко не всегда справедливы. Из собственной практики могу смело утверждать, что каждая третья квартира на этапе котлована приобретается на последние деньги или даже с привлечением кредитов и каждый третий обманутый дольщик в итоге становится бомжем.

Страшно даже представить положение пострадавших покупателей новостроек, что взяли значительную ипотеку под жилье и, оставшись без квартир, не имеют средств даже на съем комнат, вынужденные отдавать банку заемные средства с высочайшими процентами за метры, которые никогда не получат.


Выселение родственниками
Выселение собственниками жилья бывших супругов, бывших родственников и членов семьи, в том числе членов семьи продавцов недвижимости, оставшихся проживать в купленной новым владельцем квартире, уже более семи лет порождает огромное количество бездомных.

Рано или поздно многие браки распадаются, и если учесть, что более 50% семейных пар в итоге приходят к разводу, то несложно посчитать, сколько ежедневных споров об освобождении жилплощади слушается в судебных структурах. Нередки дела по выселению собственных детей и родителей, не говоря уже о выдворении более дальних родственников: зятьев, свекров, невесток, бабушек, дедушек и т.д.

С 2005 г. ЖК РФ (Жилищный кодекс, статья 31) дал зеленый свет собственникам жилья на выселение в никуда бывших членов своей семьи. В 2006 году ГК РФ (Гражданский кодекс, статья 292) позволил собственникам выдворять на улицу любых лиц, зарегистрированных в их квартирах, в том числе оставшихся прописанными после покупки жилья прежним владельцем, за редким исключением лиц, отказавшихся от приватизации.

Только за 2012 год в Московском регионе было рассмотрено более 1500 дел о выселении, и каждый четвертый переезжал на улицу.


Обман при обмене
К третьему месту я отнесу механизм обмана, практикуемый при покупке новой квартиры с одновременной продажей собственного жилья, т.е. так называемая альтернатива, или обмен, например, в связи с переездом, улучшением жилищных условий и др. За последний год мне приходилось трижды сталкиваться с обманом покупателей при альтернативных сделках. Обманутые оставались без какого бы то ни было жилья.

Например, семья с двумя детьми, продав трехкомнатную квартиру, оплатила в новостройке четырехкомнатную улучшенной планировки. Однако мошенница, организовывавшая сделку, подделала договор и платежные документы, в результате чего застройщик через суд добился выселения несчастной семьи на улицу. В другом примере приезжие молодожены, продав недвижимость в регионе, тут же внесли полученные средства за квартиру в Москве, однако продавец при получении денег намеренно неправильно оформил расписку – суд счел ее ненадлежащим документом, пришел к выводу об отсутствии доказательств оплаты договора, расторг его и передал жилье обратно в пользу прежнего собственника (по-настоящему, мошенника).

Аналогичных примеров из судебной практики можно приводить достаточно много, но встречаются они несколько реже, чем прецеденты из первых двух групп случаев, именно поэтому «обменным бомжам» я уделил третье место.


Приобретение жилья на вторичном рынке
Просчитать риски при приобретении квартиры на вторичном рынке жилья юристу-профессионалу вполне под силу, однако к подобной помощи покупатели обращаются лишь в одной сделке из ста, что и порождает значительное количество обманов населения профессиональными мошенниками, специализирующимися на подобном ремесле.

Самыми распространенными приемами служат оформление пустующих квартир через нотариусов по поддельным завещаниям, а также муниципального жилья по решениям суда на подставных лиц с последующей продажей. Как свидетельствует судебная статистика, более чем в 90% споров действительным наследникам и жилищным органам местной власти удается отсудить такие «грязные» квартиры в свою пользу и выселить несчастных обманутых покупателей на улицу.

Другая, не отстающая схема по «разводу» населения практикуется группировками мошенников, которые оформляют квартиры на психически больных собственников и состоящих на учете в наркологических диспансерах бывших наркоманов и алкоголиков, с последующей продажей таких квартир и обратным возвратом через судебные решения. Статья 177 ГК РФ (Гражданского кодекса) предоставляет почти беспроигрышные шансы на отъем проданного жилья обратно в собственность продавцов, имеющих даже небольшие психические или умственные отклонения.

К сожалению, не только невнимательность и неграмотность населения способствуют ежедневному увеличению все разрастающейся армии бомжей, но и несовершенство действующего законодательства и судебной системы. И именно поэтому следует быть особенно внимательными и юридически грамотными, чтобы не допустить даже потенциальных рисков лишения последнего жилья, когда государство в лице правоохранительных органов не способно действительно защитить граждан.